Библейская история создания израильского царства. Образование израильского царства Возвышение израильского царства кратко

Развитие торговли и войны с соседними народами способствовали распаду родового строя. В период распада родового строя старейшин и вождей племен, составляющих родовую аристократию, стали называть «могучими, благородными», «князьями» или «начальниками». Они решают судебные споры и стоят во главе войска.

Посох старейшины и палочка писца служат знаками их власти. В сказаниях особенно подчеркиваются судебные функции племенных вождей. Это так называемые судьи, власть которых предшествует царской власти, возникающей в эпоху образования классов и государства.

Ослабление Египта в XI-X вв. до н. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине. Однако небольшая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли.

Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией, Месопотамией и Аравией. Здесь скрещивались торговые караванные пути, примыкавшие к большому морскому пути, шедшему из Египта вдоль Средиземноморского побережья к финикийским торговым городам, к острову Кипру и к южному побережью Малой Азии.

Караванные торговые пути вели из Палестины на юг, через Синайский полуостров в Аравию и к побережью Красного моря, где на берегу залива Акаб были обнаружены развалины древнего поселения. На север дороги шли в большие торговые города внутренних районов Сирии, в частности в Дамаск, где израильтяне имели свои торговые улицы. С другой стороны, финикийские и сирийские купцы селились в городах Палестины, в частности в Самарии.

Из Палестины вывозили продукты сельского хозяйства, зерно, фрукты, воск, мед, лен, кожи, шерсть, ароматические смолы. Из соседних стран, в частности из филистимских городов, в Палестину привозили металлические изделия и оружие, а также роскошные произведения художественного ремесла, как, например, таблички из слоновой кости, служившие для украшения богатой мебели и стен зданий; такие таблички найдены в Мегиддо и в Самарии. Эти таблички, сделанные в египетском и в кипрском стиле, были привезены в Палестину, очевидно, финикийскими торговцами.

В процессе борьбы между отдельными племенами образуются племенные союзы. Во главе союзов становятся наиболее богатые и могущественные племенные вожди, как, например, «судья» Самуил, правитель Офры, по имени Гидеон, Авимелех, правивший в Сихеме. Эти вожди, сосредоточившие в своих руках функции военачальника, судьи и жреца, объединяют под своей властью отдельные области Палестины.

В Библии сохранились предания о том, как образовались эти племенные союзы, из которых выросли древнейшие государства. Один из правителей области манасси (менаше) по имени Гидеон одержал победу над племенем мадианитян, объединил под своей властью несколько племен и образовал племенной союз с центром в Офре. Постепенно среди богатой родовой знати укрепляется представление о необходимости передачи всей верховной власти одному человеку, дабы он мог подавлять трудовые массы и защищать страну от нападения соседних племен.

В одном библейском сказании повествуется о том, что «сказали израильтяне Гидеону: «Владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из рук мадианитян». Гидеон в качестве верховного военачальника берет себе часть военной добычи, составляющую свыше 1700 золотых шекелей, и жертвует ее в храм, построенный им в Офре. Хотя Гидеон и отказывается от царской власти не только от своего имени, но и от имени своих сыновей, все же в эту эпоху уже укрепляется принцип наследственной власти племенного вождя.

Один из сыновей Гидеона, Авимелех, насильственно устранив всех своих соперников, захватывает в Сихеме верховную власть. «Все жители Сихема... поставили Авимелеха царем у дуба, что близ Сихема». Само имя Авимелех, означающее «мой отец-царь», указывает на оформление принципа наследственной передачи верховной власти.

Наиболее сильным из государств Палестины в XI в. до н. э. было Израильское царство, основанное, по преданию, Саулом. Обрывки героического эпоса, повествующего о завоевании Палестины и об образовании древнейшего Израильского царства, содержат описание легендарных подвигов этого древнейшего израильского царя. В них рассказывается о том, как народный герой Саул освободил город Иабеш (в горной области к востоку от Иордана), осажденный племенем аммонитян.

После освобождения Иабеша Саул собрал ополчение, главным образом среди племени вениаминитян, и начал упорную борьбу с давними врагами евреев, с филистимлянами. Освободив свой родной город Гибеон от власти филистимлян, Саул был провозглашен израильскими племенами царем. В царстве Саула все еще сохранялись следы старых племенных отношений.

Патриархальный быт этого времени образно описан в библейском сказании о Сауле, который жил и правил в своем родном городе. Раз в месяц в новолуние он собирал у себя дружину и держал военный совет под священным тамариском. Захваченные у врагов поля и виноградники он раздавал своим воинам.

Одновременно с этим Саул пытается объединить под своей властью весь Израиль и распространить свое влияние в соседних странах. Чтобы защитить израильские племена, жившие в заиорданской области, он ведет войну с царем Моава. Защищая северные израильские племена, он выступает против арамейского царства Соба. Укрепляя свое влияние в Южной Палестине, он ведет войну с амалекитянами и устанавливает взаимоотношения с племенами кенитов и калебитов.

Наконец, он присоединяет к Израильскому царству хананейские города, еще сохранившие свою независимость. Энергичная военная деятельность Саула привела к образованию довольно значительного Израильского государства во главе с царем, авторитет и власть которого укрепляются и освящаются религией и жречеством.

Так, в легендах о Сауле подчеркивается его благочестие и указывается на то, что он был «охвачен духом Яхве», что он представитель «бога Израиля». Сохраняя древние жреческие обязанности племенного вождя, Саул участвовал в выполнении важнейших религиозных обрядов.

Палестина - Израильско-Иудейское царство

Израильско-Иудейское царство

Название Палестины - исторической области, расположенной в южной части Восточного Средиземноморья, происходит от древнееврейского «пемиитим» (букв, «те, кто вторглись») - филистимляне. Впервые слово «Палестина» встречается в сочинениях Геродота (V до н. э.). В 3-м тыс. до н.э. здесь осели племена ханаанеев. В XII в. до н.э. побережье Палестины было завоевано филистимлянами. В XV-XIV вв. до н.э. в эти земли пришли племена хабири - древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковы. В северной части страны, в долине реки Иордан, имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, и здесь занимались скотоводством. Уже в древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычаю левирата вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Саул и Давид.

Худ. Ю. Кронберг. 1885

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю и мог ее только купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только за счет земель, захваченных в ходе войн.

В XI-X вв. до н.э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные еврейские государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом (ивр. букв, одолженный у Бога), который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н.э. Второе царство - Иудейское с центром в Хеброне образовал в 1004 г. до н.э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим. В Иерусалиме находилась крепость Сион. Укрепив эту крепость, царь Давид сделал ее своей резиденцией - «городом Давида».

Давид укрепил государство. Вместо народного ополчения он создал постоянное войско. Им был создан государственный аппарат управления, состоящий из казначея, писцов, судей, сборщиков налогов. В этот же период складываются первые части Ветхого Завета, содержащие сведения об истории Израиля.

Уже в 3-м тыс. до н.э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Было развито зерновое хозяйство - здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Развито было и садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге - финиковые пальмы.

Около 3500 г. до н.э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекций из дикой маслины выведены современные сорта, богатые маслом. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта, а также для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и виноградных гроздьев было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах.

С древнейших времен Иудея славилась культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют

Иудейский царь и воины

найденные в пещере Нахал Хе- мера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Несмотря на жаркий климат, благодаря хорошо продуманной системе орошения в этом регионе земледельцы выращивали влаголюбивые культуры, такие, как лен. Так, в пустыне Негев обнаружены остатки такой системы I в. до н.э. Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км 2 было построено 17 тыс. дамб.

Палестина не имела сколько- нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во 2-м тыс. до н.э. добывали медную руду. В X в. до н.э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтногалерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве отдельных видов продукции.

Например, ткацкими центра- Царь Соломон на троне

ми были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда.

Уже в 3-м тыс. до н.э. в Палестине были построены печи для выплавки стекла и произошел переход от литья малых изделий к выдуванию. Первые изделия из дутого стекла, относящиеся к 50 г. до н.э., изготовлены в Иерусалиме.

В VII в. до н.э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Торговое судно царя Соломона (реконструкция)

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами Палестина уже в 3-м тыс. до н.э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К 7-му

Храм Соломона в Иерусалиме (реконструкция)

тыс. до н.э. это был крупный по тем временам город- крепость с населением 2 тыс. человек. Город был обнесен каменной стеной шириной в 9 м. В центре крепости возвышалась башня из камня с винтовой лестницей внутри. С 3-го тыс. до н.э. существует город Лахиш, древнейшие города также Мегидо и Бет-Шан.

Экономического расцвета Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н.э. при царе Соломоне (964-926 до н.э.). В это время не велись войны, были проведены административные реформы, страна для удобства управления была разделена на 12 округов соответственно племенным территориям, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За пределы страны вывозили зерно и масло.

Накопление в стране богатства позволило вести значительные строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помещения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, сооружены крепости, в том числе в Иерусалиме, Мегидо, Гезере.

Царь Соломон проводил активную международную политику. Заключив союз с царем Тира, он вел успешную борьбу с арамейским государством Дамаск. Укреплению международного положения еврейского государства способствовал его союз с Египтом, скрепленный династическим браком. Выданная замуж за Соломона египетская царевна не только обеспечила ему поддержку Египта, но и принесла в виде свадебного приданого город Гезер.

Время Соломона вошло в историю страны как период расцвета искусств. При дворе царя поощрялась поэзия, музыка, танцы. В это время был записан первый сборник эпических народных песен. Сам Соломон написал более тысячи лирических произведений. Ему приписывают свыше трех тысяч изречений. В мировую историю и искусство царь Соломон вошел как мудрый правитель, судья, поэт. Выражения «соломонов суд», «соломоново решение» стали нарицательными и обозначают высшую мудрость.

Палестина в I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство

В начале I тысячелетия до н. э. положение дел в Палестине определялось тремя силами - Израилем, Иудеей и Филистией. Все они уходят своими корнями в Позднебронзовый период.

Израильский племенной союз пережил в конце XIII в. серьезные перемены. Его ядро было разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Другая группа

израильтян еще раньше осела в Египте, но в конце XIII в. покинула эту страну и поселилась на Синае, что

отразилось в древнееврейском предании об Исходе из Египта. В смутные для Восточного Средиземноморья времена рубежа XIII-XII вв. до н. э. израильские группы воссоединились (по-видимому, при значительной культурной и организационной гегемонии выселенцев из Египта) и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана. Впоследствии древнееврейская традиция связывала Исход и новое оформление Израильского союза племен с Моисеем, а вторжение в Палестину - с Иисусом Навином.

В XII в. до н. э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен. Выборные вожди - «шофеты» («судьи») являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы. Культ Израиля в это время, несомненно, носил обычный языческий характер. В качестве верховного бога ими был к этому времени принят Яхве - местное доизраильское божество одной из горных местностей Южной Палестины.

В начале XI в. до н. э. в Палестине установилась военная гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа, а значит, в производстве вооружения. Израильская племенная система продемонстри- ровала свою неспособность к сопротивлению. В борьбе с филистимлянами выдвигаются удачливые военные

предводители или просто разбойники, поставившие себя вне традиционных племенных отношений. Одного из

них, Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля, т. е. надплеменным наследственным прави- телем (конец XI в. до н. э.); как обычно, становление царской власти было энергично поддержано основной племенной массой вопреки сопротивлению аристократии. Саул назначал своих приближенных тыся- ченачальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от фи- листимлян, бросился на меч.

Царем стал его зять Давид (ок. 1000- 965 г. до н. э.), проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового царства. Для управления


страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев - критян и фили- стимлян. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения. Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были

«падать лицом своим на землю». Внешняя политика Давида была довольно удачной. С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива.

Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965-928 гг. до н. э.). Традиция прославляет его за мудрость, изображает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда литературных

произведений, вошедших в Библию. В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным

монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца, и не стеснялся устранять людей, стоявших на его пути.

В правление Соломона много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города и основывались новые, строились дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. Для строительства всех этих зданий тирский царь Ахирам

прислал Соломону лучших мастеров и художников, а также строительные материалы. За это Соломон снабжал

Ахирама зерном и оливковым маслом и уступил ему двадцать городов.

Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогового обложения. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность. Сначала она коснулась покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и израильтян, которые должны были четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.

К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в IX в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария. Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив столицу Иерусалим.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925 г. до н. э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.

); называют его южным царством в отличие от израильского – северного. Ему платили дань (хотя и не всегда) идумеяне, филистимляне и бедуинские племена в пустыне Фаран (. ).

Таким образом иудейское царство было значительно менее израильского, и это последнее удержало за собою название израильского народа – Израиль, израильское царство; тем не менее иудейское царство есть законный, так сказать, наследник израильского царства Давида и Соломона и его история есть прямое продолжение истории неразделенного еврейского царства. Не Иуда отпал от Израиля, а Израиль отпал от Иуды, от дома Давидова. Так именно смотрят на разделение еврейского царства пророки и не иудейские только, напр. Исаия (7, 17), но и израильские Амос (9, 11. 12) и Осия (3, 5. 8, 4. 10, 10). Так смотрят на разделение царства писатели книг, 3-й Царств (12 гл.) и 2-й Пар. (10 гл.). Так оно следует и из хода израильской истории. В царстве иудейском находился Иерусалим, завоеванный войсками всего Израиля и бывший столицею во время двух славных царствований Давида и Соломона. В нем был блестящий храм, долженствовавший стать воплощением закона о единстве места богослужения и с течением времени действительно ставший таковым. В храме этом совершало служение Богу назначенное для этого законом священство из дома Ааронова и колена Левиина, Цари этого царства происходили из дома Давида, с именем которого и с именем Соломона соединялись воспоминания о самом блестящем периоде еврейской истории. Давиду дано было обетование о том, что род его всегда будет занимать израильский престол. Все это объясняет, почему именно пророки и вообще лучшие люди в израильском царстве смотрели на иудейское царство, как на действительное продолжение израильского неразделенного царства; тогда как пророки иудейского царства обличают иудейских царей за их общение с израильскими царями и обличают последних (), – израильские пророки располагают жителей израильского царства к добрым отношениям к иудеям () и благосклонно относятся к иудейским царям (). Этим же объясняется и то, что жизнь иудейского царства идет гораздо ровнее и спокойнее, чем в израильском. Правда, и в нем бывают отпадения от Иеговы и – при существовании здесь законного служения Иегове – они выступают здесь даже резче, но в конце концов религия Иеговы выходит из борьбы победительницею и самые эти отступления способствуют большему и большему раскрытию ее внутреннего содержания. Бывали в иудейском царстве и политические смуты, приводившие к умерщвлению царей. Но смуты эти направлялись не против царствующей династии, а против того или другого царствующего царя и заканчивались тем, что на место убитого царя воцаряем был его сын, законный его наследник. Всем этим объясняется, наконец, и то, что иудейское царство существовало дольше, чем на столетие, израильского царства.

История царства иудейского может быть разделена на два периода: 1) от разделения царства до падения израильского царства и 2) от падения израильского царства до плена вавилонского.

I). В первое время раздельного существования иудейского и израильского царства и до вступления на престол Ахава, царя израильского, между ними происходили почти не прекращавшиеся войны. Пророк Самей успел убедить Ровоама, царя иудейского, не начинать междоусобной войны тотчас после совершившегося разделения (. ). Тем не менее между Ровоамом и Иеровоамом, царем израильским, происходила, – очевидно, мелкая, – война во все дни жизни Ровоама (. ). Ровоам укрепил несколько городов в коленах иудином и вениаминовом и снабдил их оружием и запасами (). По это не спасло его царства от нашествия египетского царя Сусакима (Шешонка), который в пятом году Ровоама вторгнулся в пределы иудейского царства, взял Иерусалим, ограбил храм и дворец царский, но этим, кажется, и ограничился. Правильного подчинения Иудеи Египту, кажется, не последовало (. ). Это нашествие египетского царя дееписатель выставляет, как наказание Ровоама за отступление его и его народа от Господа () . В первое время своего царствования Ровоам верно служил Иегове; в его царство перешли священники из рода Аарона и левиты из израильского царства, не захотевшие принимать участие во введенном Иеровоамом служении тельцам (). Но с течением времени он и его народ оставили закон Господа. В стране появились „высоты, статуи и капища“, сначала, быть может, служение Иегове на высоких местах под чувственным образом, а потом и языческое идолопоклонство с позорным служением блудников (кедешей ).

Преемник Ровоама Авия (956–954 г.; Кампг. 920 – 918 г.) продолжал враждебные отношения к израильскому царству и одержал даже значительную победу над Иеровоамом (). В этой войне он стоял в союзе с дамасским царем Тавримоном (). Пред большим сражением с Иеровоамом. Авия хвалится тем, что иудеи не оставляли Господа и что у них священнодействуют сыны Аарона и левиты (), тем не менее дееписатель говорит о нем, что он ходил во всех грехах своего отца, а о жене его (Милхе-Ане) пряма говорится, что она устроила в Иерусалиме срамный истукан Астарты (. ).

Реакция этому идолопоклонству наступила, при Асе, преемнике Авии (954–913 г.; Кампг. 917–877 г.). Поддерживаемый пророками Азариею и Ананиею, он истребил всех идолов и жертвенники языческих богов в городах Иудеи, изгнал „кедешей“ из Иудфи и даже свою мать-царицу лишил ее достоинства за ее нечистое служение Астарте, а самый истукан Астарты изрубил и сжег (. ). В 15-й год своего царствования Аса собрал в Иерусалиме весь народ для жертвенного праздника, и здесь весь народ торжественно и клятвенно обязался служить только одному Богу отцов своих, подвергая себя, в случае нарушения обещания, смертной казни (). Но высоты, – надо полагать, посвященные Господу, – не были отменены (. ). В политическом отношении Аса укрепил несколько городов и усилил войско, одержал победу над эфиопским царем Зараем (Озоркоп?) и вышел победителем из борьбы с израильским царем Ваасою, хотя не без унизительного союза с дамасским царем Венададом I. За союз этот обличил Асу пророк Анания, но Аса разгневался на пророка и заключил его в темницу, преследовал некоторых и из народа; в болезни своей он взыскал не Господа, а врачей (3 Дар. 15, 16–22. ).

Преемник Асы Иосафат (913 – 888 г.; Кампг. 876–852 г.) продолжал религиозную политику своего отца Асы, истребляя уцелевшие еще остатки язычества (). Но он пошел далее. Иосафат старался познакомить свой народ с содержанием книги закона, назначив для этого особую комиссию, которая должна была ходить с книгой закона по стране иудейской, а потом и сам лично принял участие в этом деле (). Он заботился и о правосудии (). Впрочем, служение на высотах продолжалось и при нем (. ). Внешней политике Иосафат дал новое направление: он именно заключил оборонительный и наступательный союз с Ахавом, царем израильским, закрепив даже его женитьбою сына своего Иорама на дочери Ахава Гофолии (. ). Союз этот, впрочем, принес не пользу, а скорее вред иудейскому царству, ибо вовлек Иосафата в войны: а) Ахава с дамасским царем (. ), б) Иорама, сына Ахавова, с моавитянами (). Можно думать, что и собственная война Иосафата с моавитянами, аммонитянами и маонитянами, окончившаяся для него благополучно (), стояла в связи с войнами, веденными им в союзе с израильскими царями. Неудивительно поэтому, что пророк Ииуй обличал его за союз с Ахавом (). Свое царство Иосафат усилил построением крепостей и содержанием большого войска, и он пользовался уважением со стороны соседей: филистимляне и аравитяне приносили ему дары; идумеяне были ему подчинены (. ). Господство над Идумеею дало Иосафату возможность построить флот для возобновления торговли с Офиром, но корабли разбились почти на месте, и Иосафат отказался от попытки снова построить корабли, не смотря на предложение Охозии, царя израильского, помочь ему в этом деле (. ).

Та высота, какой достигло иудейское царство при Иосафате, была утеряна им почти сразу при сыне его Иораме (888 – 881 г.; Кампг. 851–844 г.). Женатый на дочери Ахава и Иезавели Гофолии Иорам пошел нечестивым путем израильских царей. Он умертвил своих братьев и некоторых из князей иудейских (), ввел служение Иегове под образом тельца и даже построил в Иерусалиме храм Ваалу, в котором служило особое жречество (. ), хотя и законное служение Господу продолжало существовать в иерусалимском храме. Внутренния нестроения отражались и на внешнем положении царства. Идумеяне отложились от Иуды, попытка Иорама вернуть их к подчинению не увенчалась успехом, отложился город Ливна; филистимляне и аравитяне вторглись даже в пределы Иудеи, взяли Иерусалим и ограбили его и царский дом, забрав с собою жен и сыновей Иорама, за исключением Охозии. Сам он умер от болезни внутренностей, согласно с пророческим предсказанием(. ).

Преемник Иорама Охозия (881 г.; Кампг. 843 г.) стоял под решительным влиянием своей матери Гофолии и потому служил политике дома Амврия. Он принял участие в войне Иорама израильского с Азаилом дамасским и погиб от руки возмутившегося против Иорама Ииуя; но не он один, а почти все члены Давидова дома пали жертвою связи с домом Амврия: Ииуй умертвил еще 42 родственников Охозии, а заступившая место последнего на иудейском престоле Гофолия умертвила оставшихся в живых членов Давидова дома. Только один Иоас, сын Охозии, еще не достигший однолетнего возраста, спасен был от общей резни сестрою Охозии Иосавеф и скрываем был в храме.

Наступило время царствования Гофолии (881–875 г., Кампг. 842–837 г. . ). Конец ее господству положил первосвященник Иодай, при помощи царских телохранителей и левитов воцаривший семилетнего Иоаса, при чем Гофолия была умерщвлена, разрушено капище Ваала и умерщвлен жрец его Матфан (4 Дар. 11, 4–21. ). Иоас (875 – 836 г.; Кампг. 836–797 г.) в первые годы своего царствования стоял под сильным влиянием первосвященника Иодая. Этот, при воцарении Иоаса, взял с него и народа торжественное обязательство служить исключительно Иегове, как своему Богу (4 Дар. 11, 17. ). И хотя служение Господу на высотах продолжалось, но царь и народ делали угодное в очах Господних. Иоас возобновил храм, поврежденный при Гофолии. После же смерти Иодая Иоас дозволил вельможам, по их просьбе, совершать открыто идолослужение и даже умертвить во дворе храма сильно обличавшего их Захарию, сына первосвященника Иодая. Наказание не замедлило последовать. Царствование Иоаса было вообще мирное и в первую большую половину даже счастливое; но через год после умерщвления Захарии дамасский царь Азаил пошел войною против Иерусалима, и Иоас лишь дорогою ценою сокровищ дворца и храма мог спасти свою столицу от завоевания и разрушения. Этот несчастный исход столкновения с дамасским царем и умерщвление Захарии были, – надо полагать, – причиною недовольства Иоасом, закончившегося заговором против него в среде придворных служителей и убийством его (. ). Преемник Иоаса Амасия (836 – 807 г.; Кампг. 796 – 778 г.) наказал убийц своего отца, но детей их, согласно закону Моисееву, пощадил. Он шел лучшим путем отца своего в служении Иегове, хотя высоты и при нем не были отменены. Непонятным только образом он после победы над идумеянами стал служить богам идумейским, а обличавшему его за это пророку грозил смертию. Ослепленный победою над идухмеянами, он вызвал на войну Иоаса, царя израильского. Этот сначала довольно пренебрежительно предостерегал Амасию, а когда предостережения не подействовали, разбил иудеев в сражении, взял в плен Амасию, разрушил часть северной стены Иерусалима, ограбил храм и дворец и, взяв заложников, возвратился в свое царство. Амасия получил свободу и остался на престоле. Впрочем, с этого времени в иудейском царстве начались внутренние смуты, заставившие Амасию убежать в Лахис, где он и был убит заговорщиками (. ).

На место Амасии воцарен был народом сын его Озия, – он же Азария (804 – 755 г.; Кампг. 777 – 736 г.). Царствование Озии было самое счастливое со времени разделения царства по смерти Соломона. Озия докончил начатое отцом подчинение Идумеи и снова овладел Елафом, победил филистимлян и в областях их поселил иудеев; счастливо воевал с аравитянами и аммонитянами, заставил платить дань себе и аммонитян; он (по надписям Азария), быть может, стоял во главе сильного союза сирийских и палестинских царей против ассирийского царя Феглафелассара (II или III). Феглафелассар победил союзников и наложил на них подати; последнего не говорится об Азарии, и это может свидетельствовать о его могуществе. Благосостояние иудейского царства при нем значительно возросло. Но такое благосостояние сильно испортило иудеев в религиозно-нравственном отношении, как это видно из первых глав книги Исаип. Исаия должен даже предсказать, что иудеи будут слепы и глухи ко всем пророческим увещаниям и тем навлекут на себя самое строгое наказание (Иса. 6, 9–13). Сам Озия делал угодное в очах Господа; но его попытка воскурить фимиам на алтаре кадильном в святилище, что по закону могли делать только священники, показывает, что его послушание закону было не безусловное. За эту попытку он был наказан проказою в храме же, оставался с нею до конца жизни и потому должен был передать правление своему сыну Иоафаму (. ). Преемник или, быть может, точнее – соправитель Озии Иоафам (755–739 г.; Кампг. 750–735 г.) шел добрым путем отца своего, причем замечается прямо, что „он не входил в храм Господень», – нужно думать, – подобно отцу своему для каждения в святилище. Он сделал некоторые пристройки в храме, построил несколько городов. Принудил платить дань аммонитян, которые, вероятно, отказались было от этого. К концу царствования его иудейское царство стали беспокоить сирийский царь Рецин и израильский Факей (. ).

Цари эти перешли в решительное наступление против иудейского царства при преемнике Иоафама Ахазе (739–724 г.; Кампг. 734–715 г.). Кажется, они хотели привлечь иудейское царство к союзу с собою для противодействия ассирийскому царю. Но Ахаз, как и Иоафам, уклонялись от него. Рецин и Факей решились заставить силою иудейское царство присоединиться к ним и низвести даже дом Давида с царского престола. Они вторглись в Иудею и осадили Иерусалим, хотя и безуспешно. Попытка Ахаза воспользоваться разъединением союзников после отступления от Иерусалима и разбить израильского царя окончилась для него страшным поражением. Бедствием Иудеи воспользовались филистимляне и идумеяне, которые не только отложились от нее, а даже вторглись в нее и произвели опустошения и завоевания. Напрасно пр. Исаия еще при вести о приближении царей сирийского и израильского успокаивал Ахаза тем, что эти враги не страшны, и уверял его в этом даже знамением, напрасно грозил и опасностию со стороны ассирийского царя, к которому Ахаз хотел обратиться за помощию. Ахаз не послушался пророка. Ассирийский царь Феглафелассар (Тиглатпилезер II или III) помог Ахазу, но за то с этого времени Ахаз стал вассалом ассирийского царя, платящим подать. Не менее политического состояния было бедственно и религиозное состояние иудейского царства при Ахазе. Он покровительствовал служению Иегове под чувственными образами (тельцов); он ввел и прямое идолопоклонство: служение богам дамасским, Ваалу и Молоху и богам ассирийским ( сл. сл.). Законному служению Иегове в храме он некоторое время не препятствовал, но он лишил его значительных украшений и некоторых сосудов, чтобы иметь возможность платить дань ассирийскому царю; потом повелел первосвященнику Урии заменить старый медный жертвенник всесожжений во дворе храма каменным, сделанным по образцу виденного им в Дамаске жертвенника, и наконец запер святилище, ограничив таким образом служение Иегове жертвами, приносимыми во дворе храма на новом жертвеннике (. . Иса. 7).

II. При преемнике Ахаза Езекии, именно в 6-й год его царствования (), ассирийский царь Оаргон завоевал Самарию и положил конец израильскому царству (722 г. до р. Хр.). С этого времени иудейское царство, загораживаемое прежде от Ассирии израильским царством, вошло в непосредственное с нею соприкосновение, тягость и опасность которого обнаружились уже при Езекии. Езекия (724–696 г.; Кампг. 714–686 г.) составлял противоположность своему отцу. Тогда как Ахаз не верил обетованиям Иеговы и служил другим богам, Езекия на Иегову возлагал все свое упование, служил Ему одному и заботился о том, чтобы и народ Ему только служил. Уже в первый день нисана первого года своего царствования он повелел открыть запертый Ахазом храм и очистить от всего нечистого, причем был истреблен и медный змей, сделанный Моисеем, ставший предметом суеверного почитания. Во второй месяц того же года с особенною торжественностию совершено празднование пасхи; к участию в нем приглашены были и жители прежнего израильского царства. Религиозное воодушевление присутствовавших на празднике было так велико, что на обратном пути домой они разрушали все встречавшиеся им на пути предметы языческого служения. Сам Езекия разбил статуи, срубил дубраву (Ашеру) и отметил высоты (– последнего не могли сделать бывшие прежде него цари –) и таким образом восстановил служение Господу в одном только иерусалимоком храме. Он восстановил чреды священнослужения и повелел уплачивать следуемые священникам и левитам по закону десятины и начатки; заботился и о религиозно-нравственном просвещении народа (). За такую ревность к служению Господу Господь наградил его успехом в его политических делах. Он изгнал филистимлян из городов, занятых ими при Ахазе; пользовался покоем в то время, когда израильское царство было разрушено ассириянами, терпеливо неся иго ассирийское, добровольно принятое на себя отцом его, и поддерживаемый в этом пр. Исаиею; наконец, отложился от Ассирии вместе с некоторыми палестинскими царями и, хотя подверг свою страну страшному опустошению и должен был уплатить большую дань Сеннахириму, но Иерусалима не сдал, как того требовал Сеннахирим, и, кажется, в конце концов остался свободным от ассирийского ига. Чудесное освобождение Иерусалима от грозившей ему опасности прославило имя Господа Бога Израилева, возвеличило и царя Езекию (4 Дар. 18–20. . Иса. 30. 31. 36–39).

Можно было думать, что религиозная реформа Езекии пустит в народе глубокие корни, а между тем уже при сыне его Манассии язычество снова и с большею, чем прежде, силой появляется в иудейском царстве. Манассия (695–641г.; Кампг. 685–641), как 12-летний мальчик, стал, – надо полагать, – под вредное влияние своих вельмож. Он не только восстановил обычное служение на высотах, но ввел и прямое язычество двух родов: древне-хананейское и вавилоно-ассирийское и дал ему место в самом иерусалимском храме. Ваалу и Астарте он построил в храме и на других местах жертвенники с обычными при них символами; идол Астарты был поставлен даже в святилище. С служением Астарте вошло в храм и его нецеломудрие. В долине Енномской был устроен „тифет», на котором сам царь принес в жертву Молоху одного из своих сыновей. Явились в стране волшебники и вызыватели мертвых. У ассириян Манассия заимствовал служение звездам: он устроил им жертвенники на обоих дворах храма и на крыше ворот храма. Служило языческим богам особое жречество, и в среде его были не только левиты, но и потомки Ифамара, сына Ааронова (). Служение Иегове законное не было, кажется, отменено; но господствующее положение занимало не оно, а язычество, которое и удерживало его за собою почти в течение 70 лет. Пророки и другие благочестивые люди восставали, правда, против язычества и в защиту Иеговы, как единственного истинного Бога, но их голос был затопляем в их собственной крови. Манассия развратил иудейский народ до крайности (), чему особенно способствовало то, что продолжительное его царствование (50 л.) было вообще мирное. Манассия, кажется, добровольно подчинился снова ассирийскому царю, в подданстве которому он находится по ассирийским надписям, и этим подчинением обеспечил для себя мир в то время, когда Асаргаддон и Ассурбанипал предпринимали поход против Египта. Лишь к концу своего царствования, – быть может, за союз с вавилонским царем Самассумукином против Ассурбанипала, – он взят был в плен и отведен в Вавилон, но потом опять возвращен на престол. После своего возвращения он, покаявшийся пред Богом, предпринял было восстановление законного служения Господу в Иерусалиме, но, должно быть, вел его не энергично и имел мало времени для этого. Амон, его преемник (640–639 г.), шел первым его путем, служа всем истуканам, которым служил Манассия, его отец (. ). Даже в первые годы царствования благочестивого Иосии (638–608 г.) все шло по старому. Лишь с 8 года своего царствования Иосия стал прибегать к Богу Давида, отца своего, а с 12-го стал очищать Иудею и Иерусалим от языческих мерзостей; но более решительные меры против язычества приняты были только в 18 году – после того, как в храме найдена была книга закона Моисеева, страшными угрозами, содержащимися в ней, произведшая сильное смущение в царе. Под этим впечатлением все языческое было удалено из храма, Иерусалима и всей Иудеи, разрушено или сожжено и осквернено. Реформа распространена была и на пределы прежнего израильского царства, где было разрушено, между прочим, вефильское святилище Иеровоама I. Служившие на высотах в Иудее потомки Аарона были лишены права священнодействовать на жертвеннике Господнем в Иерусалиме, а жрецы Вефиля и других городов самарийских были даже умерщвлены. С большою ревностию Иосия заботился и о восстановлении законного служения Господу, в пример чего приводится празднование пасхи с точным соблюдением всех законных относительно ее предписаний (4 Дар. 22. 23, 1–28. ). Но и эта реформа не принесла ожидаемых от нее плодов. Более продолжительное царствование Иосии укрепило бы, быть может, народ в направлении реформы; но он прожил от 18 года своего царствования, – главного года своей реформы, – всего только 13 лет. Он умер от раны, полученной им в сражении при Мегиддо с фараоном, которому хотел загородить дорогу к Евфрату против ассирийского царя, после царствования вообще мирного, но зависимого от Ассирии (4 Дар. 23, 29. 30. ).

По смерти Иосии языческая партия снова усилилась и удерживала господство за собою до падения царства. На место Иосии народ воцарил сына его Иоахаза, миновав старшего Елиакима, но он царствовал только три месяца, делая неугодное пред Богом (. ), был низложен фараоном Нехао в Ривле, куда он отправился, кажется, для утверждения себя на престоле, и отведен в Египет.

Нехао воцарил Елиакима, переименовав его в Иоакима (607 – 597 г.), и наложил на страну значительную контрибуцию, которую Иоаким разложил на жителей страны. Но после поражения Нехао при Кархемише Навуходоносором иудейское царство подпало под власть этого последнего, который взял Иерусалим и Иоакима, но потом освободил его, оставив царем. Все обязывало теперь Иоакима верно держаться своего нового господина; но он после трех лет подчинения отложился от него и тем навлек на свое царство сначала набеги идумеян, моавитян и аммонитян, в отражении которых, быть может, нашел и свою смерть ( ).

На место Иехонии Навуходоносор поставил царем третьего сына Иосии Матфанию, переименовав его Седекиею (596 – 586 г.) и взяв с него торжественную клятву в покорности себе (Иезек. 17, 13. 16. 18. 19) . Седекия был государь в высшей степени слабохарактерный, который при всем своем желании следовать советам пророка Иеремии не может этого сделать и даже не может защитить его явно против нападок на него со стороны вельмож. Положение вещей требовало от него покорно нести иго царя вавилонского; это советовал ему и пр. Иеремия. Но большая масса народа с ее начальниками, поощряемая ложными пророками и пророчицами, сильно желала свержения этого ига. Быть может, в четвертом году Седекии в Иерусалиме являются послы идумеев, моавитян, аммонитян и финикиян за тем, чтобы заключить союз с Седекиею против халдеев. Союз не был заключен, только благодаря сильному противодействию со стороны пр. Иеремии (). Седекия даже лично являлся в Вавилон ко двору Навуходоносора () и посылал туда послов (), очевидно, с целию рассеять возможные подозрения и засвидетельствовать о своей верности. Но позднее, под напором вельмож и народа и полагаясь на египетского фараона (Офру), он отложился от вавилонского царя. Навуходоносор быстро осадил Иерусалим и держал его в осаде от 9-го до 11-го года Седекии. Египетское войско отвлекло было его на время от Иерусалима, но он опять вернулся к нему, и Иерусалим был наконец взят в 9-й день 4-го месяца 11-го года Седекии. Сам Седекия был схвачен на пути из Иерусалима к Иордану, был отведен в Ривлу к Навуходоносору, там ослеплен и в цепях отведен в Вавилон. Храм, царский дворец и все большие дома были сожжены огнем; стены города разрушены. Металлическая утварь храма была взята. Волее знатные пленники, в том числе первосвященник, – были отведены в Ривлу к Навуходоносору и там умерщвлены. Почти все население стран было отведено в плен; оставлены были в стране лишь самые бедные для возделывания полей и виноградников (. . ).

Так прекратило свое существование иудейское царство в 586 г., просуществовав по общепринятой хронологии около 390 лет. Но тень царства оставалась еще в Иудее. Навуходоносор вверил начальство над оставшимся в стране народом Годолии, сыну Ахикама, оказывавшего не раз услуги Иеремии. Около него стали было собираться разбежавшиеся по разным местам иудейские начальники со своими людьми. Но некто Измаил, из царского рода, по наущению аммонитского царя, умертвил Годолию и бывших при нем халдеев. Оставшиеся иудеи, опасаясь мести со стороны Навуходоносора, ушли в Египет, увлекли с собою и Иеремию вопреки его желанию и не смотря на его успокоения относительно халдеев (. ). Возмущения против халдеев и этим не окончились. Чрез четыре года Навузардан, начальник телохранителей, снова выселил 745 душ (). В Иудее все еще оставались, конечно, жители, но они и не убежавшие в Египет иудеи послужили тем корнем, из которого выросло новое общество иудейское; – таковым корнем явились иудеи, отведенные в вавилонский плен.

Проф. Протоиерей Ф. Я. Покровский

Флаг Израиля

Флаг представляет собой белое прямоугольное полотнище с двумя горизонтальными синими полосами по краям и звездой Давида в центре.

Израильский флаг символизирует государство от Нила до Евфрата: нижняя полоса - берег реки Нил, верхняя полоса - берег реки Евфрат, а звезда Давида - Иерусалим.

Звезда Давида

Звезда Давида (ивр. Маген Давид, «Щит Давида»; в идише произносится могендовид) - древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два одинаковых равносторонних треугольника (один развёрнут вершиной вверх, другой - вершиной вниз) наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых равносторонних треугольников, присоединённых к сторонам правильного шестиугольника. Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен под именем «Печать царя Соломона».

Печать царя Соломона

Печатью царя Соломона называется символ из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников (Звезда Давида), помещённый на легендарном перстне-печатке царя Соломона, который давал ему власть над джиннами и возможность разговаривать с животными.

Герб Иерусалима

Геральдический щит имеет английскую форму с синим контуром. По всему щиту изображена Стена Плача и фигура льва. По бокам щита расположились оливковые ветви. Над гербом на иврите написано название города. Лев символизирует род Иуды, ветви оливы символизирую мир, синий цвет символизирует иудаизм.

Современная реконструкция печати царя Соломона

Печать Соломона - символ, представляющий собой шестиконечную звезду. Печать Соломона имеет и иные названия: щит Соломона, звезда Давида. Согласно легенде эта печать была выгравирована на знаменитом кольце царя Соломона, с помощью которого он мог управлять полчищами демонов.

История Иерусалимского храма полна легенд: учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению. Считается, что Соломон принялся за строительство спустя 4 года после своего воцарения. Хирам, царь Тира и Библа, прислал ему в помощь опытного архитектора Хирама Абиффа, искусных плотников и ремесленников. Над зданием работали 7 лет - по некоторым данным, в стройке участвовали более 150 тысяч человек. В 950 году закончились работы над храмом, а через год его освятили. Был устроен величайший праздник, который длился 14 дней. Ковчег Завета установили в Святая святых. (Особое место в храме, где находился Камень Основания или так называемый Краеугольный Камень. Считается, что именно с этого места Бог начал сотворение мира. Сейчас над этим камнем расположен мусульманский Купол Скалы). Соломон публично прочёл молитву.

Иерусалимский храм был частью дворцового комплекса. Неподалеку от него находился большой дворец, куда из храма вел отдельный вход. Рядом также располагались летний дворец самого Соломона и дворец его жены, дочери египетского фараона.


Израильское царство
ивр. ‏ממלכת ישראל‏‎
Раздел находится в разработке

Колена Израилевы

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова. У Иакова были две жены - Лия, Рахиль, и служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

Сыновья Лии: Рувим (Рэувен), Симеон (Шимон), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Зевулун). Сыновья Рахили: Иосиф (Йосэф), Вениамин (Биньямин). Сыновья Валлы (Билхи): Дан, Неффалим (Нафтали). Сыновья Зелфы (Зилпы): Гад, Асир (Ашер)

У Иосифа были двое сыновей: Манассия (Менаше) и Ефрем (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа, что увеличило число колен до 13.

Списки Израилевых колен в Библии не приводят колено Иосифа как самостоятельное, связывая его только с Ефремом и Манассией. Повсеместно также делаются оговорки, исключающие колено Леви как посвящённое служению Богу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин, не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан; оно не получает удела в Земле Обетованной и в Заиорданье. Лишённое земельного надела колено Леви, фактически не включается в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешённых функций, восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число. Таким образом, возможны 2 толкования 12 колен Израилевых: вышеперечисленные 14 за исключением либо Леви и Иосифа, либо сыновей Иосифа.

В Земле обетованной каждое колено получило свой удел.

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).

В 732-722 годы до нашей эры. Израильское царство было захвачено Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

В эпоху Второго Храма большинство еврейских семейств, видимо, уже не могло доказать свою принадлежность к тому или другому колену.

Согласно Новому Завету, Иоанн Креститель был священнического рода, некая пророчица Анна происходила из колена Ашера, апостол Павел из Тарса - из колена Вениамина. Число апостолов христианской церкви - двенадцать - носит символический характер и связано с числом сыновей Иакова и, соответственно, Израилевых колен.

На сегодняшний день, сознание племенной причастности сохранилось лишь у потомков колена Леви (Левиты), часть которых (коэны) даже хранит память о своём происхождении из рода Аарона.

Исход

Согласно Библии, пастушеский род Иакова-Израиля, - прародителя евреев, вследствие голода покинул Ханаан и переселился в Египет, обосновавшись в земле Гесем, благодаря тому, что его сын Иосиф Прекрасный стал советником фараона и породнился с местной аристократией.

Согласно Библии израильтяне пребывали в Египте 400 лет, или 430 лет.

С течением времени численность израильтян значительно возросла, превысив численность египтян. Новый фараон, который не знал Иосифа, опасаясь военных столкновений с израильтянами, повелел изнурять израильтян тяжелыми работами, чтобы сдержать рост их численности.

Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии ослабить молодой народ, он приказал убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.

Мать Моисея Иохаведа (Йохевед), чтобы спасти его от убийства, положила трехмесячного сына в просмоленную корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом.

Когда Моисей вырос и оказался среди израильтян, он увидел египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина. Моисей убил египтянина и сбежал из Египта, опасаясь мести. Он обосновался в земле мадианитян, женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя.

Однажды, когда Моисей пас стадо у горы, ему явился Бог в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина) и повелел вернуться в Египет, чтобы вывести израильтян из рабства и переселиться в Ханаан, как было обещано праотцам.

В возрасте 80 лет Моисей возвращается в Египет и требует у фараона отпустить израильтян, но фараон отказывается. Тогда Бог насылает на Египет десять бедствий (Десять казней египетских). Только после десятой казни, в результате которой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон настаивает, чтобы израильтяне покинули Египет. Согласно Исходу десять бедствий не затронули израильтян. В случае последней казни ангел смерти «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Собрав у египтян ценные вещи, израильтяне в числе 600,000 мужчин покинули Египет. Тем временем фараон изменил своё решение и с армией погнался за израильтянами, рассчитывая вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у моря камышей. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян.

Через три месяца перехода по пустыне израильтяне достигли горы Синай. Здесь израильтяне стали свидетелями теофании, а Моисей на вершине горы получил от Бога десять заповедей. У горы также был заключён завет между Богом и израильтянами. Там же по воле Бога была сооружена Скиния (походный Храм), мужчины из колена Левия (левиты) были назначены священниками. Брат Моисея Аарон стал первосвященником.

В течение года израильтяне жили у горы Синай. В этот период была произведена перепись, согласно которой среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.

От Синая израильтяне направились в Ханаан через пустыню Фаран. Достигнув границ Ханаана, они направили в обещанную землю двенадцать разведчиков. Десять из них, вернувшись, высказали сомнения в возможности завоевания Ханаана. Народ, усомнившись в обещании Бога обеспечить победу над хананеями, начал роптать. За это Бог обрек евреев сорок лет скитаться в пустыне, чтобы за это время умерли все, кто был рабами в Египте, включая Моисея.

Сорок лет спустя израильтяне обогнули с востока Моав и разбили в битве амореев. После этой победы они вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь умер Моисей, назначив своим преемником Иисуса Навина (1272-1244 годы до нашей эры).

Первым делом евреи под предводительством Иисуса Навина атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Пощадили только блудницу Раав и её родню за то, что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён.

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью, как и в Иерихоне. Пять царей - иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский - объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражении на его стороне, бросая с неба камни в войско неприятеля. Все жители этих городов были поголовно истреблены. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон.

После покорения и раздела земли Иисус мирно скончался и был погребён на горе Ефремовой.

Эпоха судей 1244-1040 годы до нашей эры

Эпоха судей охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме, что соответствует позднему бронзовому веку.

Несмотря на «юридическое» название, данная эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия: «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым». В это время израильтяне (потомки Иакова) распались на 12 племен, символически объединенных вокруг религии предков и осознания своего кровного родства, что не мешало таким эксцессам трайбализма как резня колена Ефрема и колена Вениамина, в ходе которых погибло до 92 тыс. израильтян (42 тыс. ефремлян, 25 тыс. сынов вениаминовых и 22 тыс. ратников израильского ополчения). Общее же количество израильтян, способных к войне, в это время насчитывало 400 тыс. человек. Примечательно, что ранее общее количество израильтян, вышедших из Египта при Моисее, было 600 тыс. человек.

В эпоху Судей часть израильтян продолжала вести кочевой образ жизни, другая стала переходить к оседлости. Жители иудейского Вифлиема, например, выращивали ячмень и пшеницу.

Символическими авторитетами израильтян в это время были судьи (шофтим), к которым приходили «на суд». Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения: ханаанеев, хеттиев, амореев и иевусеев. Это проявлялось и в том, что судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Баала и Астарты). Судьей мог быть и пророк (Самуил), и главарь банды разбойников (Иеффай), и женщина (Девора). При этом все они активно исполняли судейские функции, что позволило поставить вопрос, что философия права, так же как и современная доктрина разделения властей, имеет истоки в Ветхом Завете.

Последующее за эпохой судей установление при посредстве судьи Самуила израильской монархии демонстрирует то, что не имели судьи: регулярную армию, всеобщее налогообложение и реальную исполнительную власть. Нравственный авторитет судей не всегда соответствовал их популярности. Они не гнушались убийствами и блудом (Самсон), а также и мздоимством (сыновья Самуила Иоиль и Авия), хотя в целом их власть была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то, и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен.

Единое Израильское царство 1040-928 годы до нашей эры

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство - помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности, через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул не полностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен, но не умерщвлён, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника - в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давида над Голиафом, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона (1010-928 годы) - золотой век Израильского царства. В 1010 году Давид переносит столицу в Иерусалим и значительно расширяет город. Согласно описанию из Книги Царей, царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы. Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно ведёт войны против внешних врагов. Также ведётся обширное строительство, в том числе в Иерусалиме.

Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (928 год) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын Ровоам. Но он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северное (Израильское) царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали Южное царство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

Период Северного (Израильского) царства 928-721 годы до нашей эры

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство было разделено. Десять колен (племён) образовали Северное царство, которое получило название Израиль. Столицей Северного Израильского царства стал Шхем, затем Тирца (Фирца) и наконец Самария (Себастия, Шомрон). Согласно Ветхому Завету, цари северно-израильского государства отступили от монотеистического служения Единому Богу Израилеву, вначале воздвигнув в городах Вефиль и Дан храмы с золотыми изваяниями тельцов, а затем даже поклонялись божествам финикийского культа. С точки зрения Библии, ни один из них не был «благочестивым царём».

В Северном Израильском царстве правящие династии неоднократно менялись в результате государственных переворотов, дольше всего правила династия Йеу (Ииуя). В 721 году году до нашей эры Северное Израильское царство было завоевано ассирийским царем Саргоном II. Значительная часть населения царства были уведены в ассирийский плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

Ассирийский плен, или ассирийское изгнание

Период в истории народа Израиля, во время которого несколько тысяч израильтян из древней Самарии были угнаны в Ассирию и её провинции. Северно-Израильское царство было разгромлено ассирийскими царями Тиглатпаласаром III и Салманасаром V. Завершил осаду Самарии в 721 году до нашей эры следующий правитель Ассирии - Саргон II, окончательно уничтожив таким образом Северное царство, что подвело итог его двадцатидвухлетнему упадку.

По ассирийским клинописным источникам из Дур-Шаррукина, из Самарии было депортировано 27290 пленников.

В отличие от более поздних изгнанников Иудейского Царства, которые смогли вернуться из вавилонского пленения, 10 колен Северного царства не получили разрешение вернуться на родину. Спустя много столетий, раввины реставрированной Иудеи продолжали спорить о судьбе потерянных колен.

Израиль [Исраэль]

Легендарные патриархи евреев (хабиру)

Абрахам (Авраам)
Ицхак (Исаак)
Йаакоб (Иаков)
Йегуда (Иуда)
Моше (Моисей)
Йегошуа бен Нун (Иисус Навин)

Шофтим [судьи] евреев в Ханаане (Палестина)

Отниэл (Гофониил)
Эхуд (Аод)
Шамгар (Самегар)
Барак (Варак)
Иероваал (Гедеон)
Абимелек (Авимелех)
Фола
Иаир
Йифтах (Иеффай)
Есевон
Елон
Авдон
Шимшон (Самсон)
Элийагу (Илия)
Шмуэл (Самуил)

Помазанные священники, или высшие священники Скинии собрания [походного храма евреев]

Цари Израильского царства 1040 - 928

Дом Саула (бен Шауль)

1040-1012

Дом Давида (бен Давид)

1012-972
972-928

Раздел на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства

928

Цари Северного, или Израильского царства 928 - 721

I династия (бен Нават)

928-910
910-908

II династия (бен Бааша)

908-885
885-884

III династия

884-884

IV династия (бен Омри)

884-873
884-881
873-853
853-852
852-842

V династия (бен Йегу)

842-814
Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.