Духовность. Один из взглядов на реальность

Д уховность - это слово часто ассоциируется с религией, ритуалами, какими-то суровыми аскезами, обетами и вообще чем-то, что не имеет отношения к реальной повседневной жизни. Мы живём сегодня в таком мире, где духовность, что называется, - «не в тренде». Однако если глубоко поразмыслить над тем, что такое духовность, то мы может прийти к вполне простому выводу: духовность - это просто гармоничная жизнь. Помните профессора Преображенского из легендарного «Собачьего сердца»? «Разруха в головах» - сказал профессор эпохальную фразу. Так вот, отсутствие духовности - это и есть та самая разруха в головах. Если человек не уважает людей, которые его окружают, если он живёт не в гармонии с собой, с миром, с природой, если мотивации его потребительские, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Кратковременно - может быть. Но в любой долгосрочной перспективе такое счастье приведёт его только к страданиям и ни к чему больше. Поэтому, что бы нам не внушала современная «культура», духовность - это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.

Духовность - основа гармоничной жизни

В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены. Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно. Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит - странно.

Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот - не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.

Духовность - это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять. Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это - псевдодуховность. Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то - просто глупо. Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.

Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего. Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, - это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.

Примеров псевдодуховности сегодня мы можем видеть массу. Начиная от безобидных бабушек в церкви, духовное развитие которых заключается в том, что они осуждают каждого, кто, в их понимании, поступает безнравственно, и заканчивая агрессивными религиозными течениями, которые не брезгуют даже насилием и терактами. У такой духовности - всегда какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности. И если духовность человека приводит к тому, что кто-либо из-за его действий страдает, то к такой духовности следует относиться с большим сомнением.

Значение слова «духовность»

Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на религиозные ритуалы и какие-то сугубо религиозные цели, так и «мирская», то есть социальная духовность - это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы. И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции и, опять же, религии духовность будет иметь те или иные оттенки. Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции, религии и движения?

И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание». Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства адекватных (не берём в расчёт какие-нибудь шаманские учения и своеобразные обряды) в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром. Этому, на самом деле, учат и все мировые религии. За исключением, разумеется, случаев, когда религия поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности предприимчивые кукловоды проворачивали свои дела, к сожалению, не редкость.

Духовность человека

Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретную религию (а именно к сфере религии сейчас принято относить такое понятие, как «духовность»), то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные религии и учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.

Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел. На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии. Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла - на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам. Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.

Это как в математике - если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда. Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам. Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.


Что значит духовность

Внешность обманчива - часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели. И духовность - это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Можно 24/7 крутить чётки, читать молитвы и поедать пирожки на Пасху, но при этом осуждать окружающих, хамить близким и, вообще, ненавидеть всех инакомыслящих. Порой часто можно видеть такие комичные ситуации, когда в период какого-либо религиозного праздника люди закупаются едой в супермаркете. И среди покупок алкоголь составляет не менее 30–50 % от общего числа купленных продуктов. А если такому человек намекнуть, что не слишком уж здоровую трапезу он себе готовит, то ответ будет в стиле: «Ну праздник же!».

Все внешние атрибуты присутствуют: и красивый стол будет накрыт, и даже тосты будут произнесены, только всё это превратится в банальную попойку и набивание желудка. И есть другой пример: когда человек в великий праздник не напечёт пирогов и с пафосным видом не будет стоять в церкви, и вообще даже не вспомнит о том, что сегодня праздник, а просто сделает доброе дело. И даже не в честь праздника (как бывает часто принято у псевдорелигиозных людей), и не ради каких-то духовных «плюшек» вроде райской жизни после смерти, и не потому, что так написано где-то, в какой-то умной книжке, которой всем предписано следовать, а просто потому, что он не может иначе, просто потому, что это глубинное желание, стремление его души - совершать благие дела.

Ведь стремление к совершению благих дел - это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, - в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» - это наше глубинное желание. Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я». Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» - это лучшее, чего можно достичь в этой жизни. И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома - навстречу своему истинному «Я».

Духовность - это: определение для детей

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники - все они, как ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка. Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей. Поэтому воспитание ребёнка через страх - большая ошибка.


Как же объяснить ребёнку простыми словами, что означает слово «духовность»? Попробуйте объяснить ему простую концепцию духовности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам». Эта концепция очень проста для понимания, ведь если ребёнок испытывает дискомфорт, когда с ним поступают плохо, то он сможет понять, что такой же дискомфорт будет испытывать и тот, к кому он будет проявлять подобное поведение. Объясните ребёнку, что всё в этом мире возвращается, и если он не хочет испытывать страданий, то ему не следует создавать причины для этих страданий, то есть не создавать страданий для других. Это и есть золотое правило духовности. И всё остальное - из него следует.

Цитаты о духовности

Чтобы понять, что же такое духовность, можно обратиться к различным философам и мыслителям, которые кратко, но точно высказывались об этом явлении:

  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Если душа родилась крылатой - что ей хоромы и что ей хаты!
  • Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.
  • Малодушие возбуждает в нас одно только презрение.
  • Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.
  • Духовность противоположна религии, поскольку она присуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью, предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития.
  • В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.

Напоследок можно процитировать слова апостола Павла, который очень кратко, но понятно изложил суть духовного пути: «Всё мне позволительно. Но не всё полезно». Из этого изречения можно видеть, что человек свободен в своих действиях и для него нет никаких границ. А все правила исходят не от каких-то религиозных догм, а от здравого смысла. И разумное существо способно само ограничивать свои действия, исходя из концепции пользы для себя и окружающих.

Духовность – это уникальный личностный опыт, который обретается сквозь познание самого себя; выход за приделы собственных узких интересов, зрелость ценностей личности. Она рассматривается, как явление внутреннего опыта субъекта, выход за рамки индивидуальности, нечто связанное с божественным, сверх личностным или силами космоса. Это понятие причисляет индивида к Святому Духу, отображает его приближённость к Богу, выход личности за грани бытия души. С другой стороны рассматривает как душевность, интеллектуальность, добродетельность и нравственность личности.

Что такое духовность

В современном религиоведении духовность рассматривается как наиболее общая черта, характеризующаяся опытом, который возникает внутри человеческих переживаний, влияние на которые имеет культура. Соответственно источником данного понятия является внутренний опыт индивида. «Spiritus» – в дословном переводе значение этого слова «дух», считается, что определение духовности человека, есть производное от данного слова. Для сегодняшнего мира это словоупотребление применяется для объяснения высшей части человеческого яства, духовной сущности субъекта, описание его внутренней жизни. Отрицание зависимости человеческого существования от материального и телесного облика жизни человека.

Определение духовности человека имеет многочисленные трактования в связи с существованием различных парадигм в жизни общества. Сквозь все различные изъяснения духовности прослеживается некая закономерность в причислении ее к религиозной жизни индивида. Но, духовность как индивидуальный личностный опыт, не всегда отождествляется с религией и не всегда ею определяется. В большинстве изъяснений данное понятие интерпретируется в направлениях гуманитарной психологии. При этом объединяется с неким мистическим деянием, эзотерическими традициями или философскими учениями. В рамках этого духовность направлена на развитие целостной личности как системы, включающей , богатый внутренний опыт, бескорыстность, сострадание, развитый внутренний мир.

Как психологическую категорию духовность начали рассматривать с конца девятнадцатого столетия, определяя ее в рамки понимающей психологии. Эдуард Шпрангер, Вильгельм Дильтей как представители этого направления, акцентировали внимание на изучении взаимосвязи духовных видов деятельности личности (культура, этика и искусство) и психики личности. При этом отрицали взаимосвязь психики субъекта с естественными науками. Карл Юнг в дальнейшем рассматривал духовность в рамках аналитической психологии. В рамках этих исследований понятие рассматривалась и анализировалась сквозь призму коллективного бессознательного и архетипов. Юнг стал основополагателем анализа психологии религии и алхимии.

В парадигме гуманистической экзистенциальной и трансперсональной психологии, духовность отождествлялась с высшим бессознательным, которое является источником творческого вдохновения (Роберто Ассаджоли). Маслоу Абрахам в своих многочисленных исследованиях, определил взаимосвязь духовности с пиковыми переживаниями. Возникновение которых происходит в период личности.

Духовность в зависимости от возникновения трансперсональных переживаний и духовных кризисов рассматривалась в исследованиях Станислав Грофа. В рамках трансперсональных учений данное понятие трактовалось, как некое исцеление с использованием шаманизма и иных традиционных культур. Так же Виктор Франкл рассматривает это явление как нечто высшее над антропологическими измерениями субъекта. В аспекте христианской психологии ученые духовность трактуют тождественно с высшими божественными или демоническими силами природы, проявляющиеся в поступках индивида, а проявление ее в других направлениях отрицается.

Духовность человека, как нечто глубоко субъективное, внутренне не способна быть исследована при помощи научных исследовательских методик. Отождествляя себя с мыслями, чувствами, человек открывает истинную природу своего сознания, определяет свое истинное «я», чем и обретает ее.

Проблема духовности

Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Насколько человек пользуется духовностью, зависит его существование, его будущее и истинное. Так как осознание индивидом окружающего, формирование более изящного представления и глубокого отношения к миру, является понятием духовности человека. Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.

Духовность помогает человечеству на пути к выживанию, развивающее стабильное общество и целостную личность. Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества. Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия. Говоря о проблеме, следует коснуться возникновения духовно нравственных проблем общества. Как известно текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.

Духовность и нравственность приобретают новые значения и реализацию. Так, процветание жестокости, преступности, беспорядка, спекуляции, теневой экономики, наркомании, бесчеловечности – последствия падения духовности человека, соответственно обесценивания человеческой жизни. Хотя падение уровня нравственности населения не вдет к прямой его гибели, но ведёт за собой к разрушению многих институтов общества: экономического, духовного и политического.

Наиболее щепетильной проблемой есть то, что это разрушение общества, происходит незаметно для человека. Новый этап формирования культуры человечества способствует развитию раскрепощённых, свободных, незакомплексованных, открытых к новаторству личностей, но наряду с этим равнодушных, агрессивных и безразличных. Большинство людей направляют свои действия на заполнение жизни материальными, потребительскими ценностями, отвергая духовный компонент существования человека.

Обнаруживается противоречие в формировании нынешнего сообщества: научно-технический прогресс и духовное развитие идут абсолютно по разным стезям, при этом многочисленное количество индивидов теряет нравственную опору в жизни, тем самым усложняя духовную жизнь целого общества. На таком фоне в период с двадцатого столетия началось полнейшее обесценивание жизни человека. История показывает, что каждое столетие, идя на перемену «старому бесчеловечному», приносила все больше и больше жертв среди людей. Несмотря на развитие социальных и политических условий жизни, развитую культуру, литературу – осуществлялись жестокие злодеяния относительно личности человека. Отсутствие нравственности при этом рассматривались, как нечто способствующие таким поступкам, предполагаемые парадигмой данного общества.

Какое бы не было развитое социально-экономическое общество, технологии и ресурсы, с их помощью решить проблему жизни невозможно. Только изменение мышления человека, изменения внутреннего мировоззрения, осознание целостности и духовности общества поможет направить его на истинный путь существования и развития. Создание идеального мира духовности человека, создание мира ценностей и понятий поможет поднять душу человека высоко над материальным благом. Дабы обновить общество, действовать нужно изнутри: обновить духовность и нравственность субъектов, подготовить сознание человека к грядущим переменам, к осознанию важности целостности общества и обновлению системы ценностей.

Развитие духовности личности

Не существует общего мнения о понятии развития духовного мира человека. Каждый индивид формирует свой духовный мир по-разному, используя различные учения и методы познания себя и своего внутреннего мира. Зачастую эти пути достижения переплетаются с религией, но иногда обходят ее. В основном под развитием духовности понимается преобразование «духа» человека, внутреннего состояния, индивида. «Дух», как абстрактное понятие, имеет собственное воплощение в причинно-следственных связях, помогающих понять смысл жизни человека. Если индивид настроен на познание истины, развитие своей духовной жизни, он непременно к этому придет, пусть этот путь будет медленным и постепенным или лёгким и без препятствий, или же мгновенным. Духовное развитие человека, по каким бы учением не происходило, состоит из нескольких составляющих: , самосовершенствования и .

Следует отметить, что все учения о духовном развитии индивида исходят из внутреннего мира его самого. Духовное всегда являлось человеческим желанием изменить мир вокруг себя посредством изменения своей личности. Духовная эволюция человека позволяет ему подниматься на более высокий этап понимания и сознания свой души. Для формирования полноценно духовно развитого человека, в первую очередь нужно следить за развитием энергетического и физического состояния субъекта. Это способствует гармоническому существованию с окружающим миром и людьми в нем. Духовность – это рост, некий прогресс человеческой личности по направлению к целостности и .

  • 1. Категория духовности, её основные идеи и принципы.
  • 2. Духовное наследие, культура, ценности, просвещение и идеология - как основополагающие части духовности.
  • 3. Духовные основы.

Среди наиболее важных приоритетов развития Узбекистана на ближайшую перспективу, президент И.А.Каримов особо выделяет проблему дальнейшего духовного обновления общества. «Мы все, - подчеркивает президент, - должны четко осознавать, что от духовного возрождения народа, сохранение национальных традиций, развития культуры и искусства зависит положение дел в других сферах, насколько, результативными будут проводимые реформы». Поэтому проблема духовности, духовного и нравственного воспитания приобретает сегодня особенно приоритетное значение.

Духовность народа - это понятие широкое и глубокое по своему содержанию. Она имеет глубокие исторические корни, выражает особенности исторической судьбы тех или иных народов, их национальный менталитет и характер. В качестве таковой духовность содержит в себе непреходящие ценности, которые со временем получают постоянное наращивание.

Духовность включает в себя три основных начала - познавательное, нравственное и эстетическое. Соответственно существуют такие ее основные сферы, как наука и философия, нравственность и художественность. Все сферы духовности взаимосвязаны, но сердцевиной выступает нравственность.

Существует еще один аспект понимания духовности. Традиционно понятие «духовность» означало признание за человеком разума и воли, что делает его существом духовным, в отличие от животных. Силой духовной свободы личности определяется способность человека возвышаться над животной жизнью, подчинить себе плотские влечения. Духовность в современном смысле воспринимается как первенство высших духовных ценностей. Основными категориями духовности является Красота. Бездуховность же понимается как отсутствие высших целей и ценностей, как господство низменных, плотских интересов и влечений.

Понятие «ценность» обнаруживает свою значимость при анализе человеческой деятельности, которая невозможна без ориентации в окружающем мире, сознательного выбора, принятию решения, что предлагает оценку окружающих предметов и явления, постановку целей, выработки программ и действий (потребности и ценности, оценка и ценность, наука и ценность, общество и ценность).

Проблема ценностей важна в плане исследования общества в целом - (как функционирующей и развивающей системы) и, в частности, при анализе общественного сознания, которое выполняет не только гносеологические, но и оценочные функции.

Система ценностей - представления и взгляды, которые в совокупности формируют главенствующий набор ценностей в данном конкретном обществе . Народу Узбекистана удалось сохранить свои исторические и культурные ценности и традиции, которые передавались от поколения к поколению.

Традиции -- это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, нормы поведения, обряды, общественные установки, идеи и ценности, элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных группах в течение длительного времени . Иными словами, традиция - это культурные нормы, ценности, обряды, обычаи, идеи, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы последующим поколениям.

Обычаи - это общепризнанный порядок, установившиеся правила общественного поведения людей; соблюдавшиеся в силу установившихся привычек. Другими словами, обычаи - набор образцов поведения, позволяющий людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом . Традиции и обычаи органически связаны между собой. Но они, кроме общего сходства имеют и различия.

Понятие «традиция по объему и содержанию шире, чем понятие «обычай». Так, как она отражают более глубокие свойства, которые касаются, прежде всего, общественной жизни народа, в основном одинаково проявляются в масштабе всей страны.

Идеология - концентрированное выражение коренных интересов и потребностей социальных групп, народа и нации. Как подчеркнул Президент нашей республики И.А. Каримов: «Идеология нашего общества, выражает интересы простого человека, который является опорой этого общества, должна стать источником силы и энергии для нашего народа в достижении им мирной, безопасной, благополучной жизни».

Идеология национальной независимости - система общенациональных идей и взглядов, выражающих коренные интересы духовной жизни народа, направленные на консолидацию, единение всех народов и этнических групп Узбекистана в их движении к демократическому и правовому обществу.

Духовные основы -- это прежде всего активное отношение к действительности, стремление к конкретной цели, идеалам, организация своей деятельности сообразно им. Как подчеркнул Президент И.А.Каримов в своей книге «Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика и идеология» собственный путь обновления и развития Узбекистана, т.е.духовные основы базируются на четырёх устоях:

Приверженность общечеловеческим ценностям;

Укрепление и развитие духовного наследия нашего народа;

Свободной самореализации человеком своего потенциала;

Патриотизме

Источник силы независимого Узбекистана - преданность нашего народа, он пронес такие качества как справедливость, равенство, добрососедство и гуманизм. Высшая цель обновления Узбекистана - возродить эти традиции, наполнить их новым содержанием, создать необходимые условия для достижения на нашей земле мира и демократии, достатка, культуры, свободы совести и развития каждого человека.

Познание духовного наследия служит укреплению и развитию национального самосознания, национальной гордости, национального своеобразия в положительном смысле, четкому определению своего места в процессе общемирового прогресса. Сохранение и совершенствование национального облика достигаются за счет усвоения передовых достижений и традиций современного мира с одновременным развитием национальной культуры, языка, литературы, искусства и науки.

В то же время решающим фактором социального прогресса, любой социальной сферы является человек. Нельзя воссоздать новый Узбекистан с людьми, которые не способны свободно реализовать свой потенциал, мыслящими старыми стереотипами, не избавившимися от чувства зависимости, страха и национальной неполноценности, далекими от осознанности патриотизма. Необходимость построения нового Узбекистана обуславливает воспитание свободомыслящего, инициативного гражданина-патриота.

Любовь к своей Родине, гордость за нее, готовность к самопожертвованию ради ее свободы, забота о ее процветании - важнейшие составляющие патриотизма, который считается одной из духовных основ независимости.

Чувство патриотизма - это, прежде всего положительное эмоциональное отношение к укреплению независимости и свободы Родины. Однако патриотизм не состоит из одного лишь чувства. Одновременно он как убеждение включает в себя также соответствующие понятия, взгляды, идеи, идеалы.

Патриотизм - это правильное понимание народными массами необходимости укрепления, развития и расширения независимости во всех сферах общественной жизни, умение ставить интересы независимости выше интересов личных, групповых, общественных, региональных. Любовь к Родине должна превратиться в нравственное убеждение. Однако она не должна быть слепой, некритичной, иррациональной любовью на уровне узкого национализма, а должна быть высокопродуктивной, опираться на глубокий разум и здоровые чувства, умеющие отличать подлинные интересы Родины. И.А.Каримов сказал, что «патриотизм гражданина Узбекистана - та путеводная звезда, надежный компас, который указывает путь преобразований, не дает отклониться от намеченной цели». Духовное богатство даёт человеку огромную силу и оказывает помощь. И.А.Каримов отмечает: «Не ошибёмся, если скажем, что с возвышением человеческой духовности усиливается также его воля».

Действительно, воль - это свободный выбор, принятие на его основе самостоятельного решения, возможность направлять свои желания и стремления, эмоции и разум, знания и опыт на определенную цель. Иначе говоря, воля - это определенную цель и умение найти в себе внутренние силы и внешние возможности для её достижения. Благодаря духовности воля приобретает патриотический смысл, не подвергает влиянию мнимых ценностей, псевдоидей и не направляется по ложному антигуманному руслу. Оторванная от подменной сути духовности, воля не застрахована от такой опасности. Пренебрежение духовных критериев может при вести к ошибкам в выборе средств. Без духовности воля остается на уровне стихийной, противоречивой и опасной социальной энергии. Созидательный потенциал такой воли не имеет существенного важного значения.

И.А.Каримов отмечает: «Воля на самом деле равносильна прочной вере». Безусловно, вера - это сильное положительное эмоциональное отношение к духовным знания, составляющим содержание убеждения. Вера может относиться как к уровню обыденного сознания, возникнув на основе жизненного опыта, так и теоретического на основе определенного (верного или неверного) понимания духовных знаний и его богатства. Вера формируется в результате семейного воспитания и обучения, а также -манипулирования государством общественным сознанием через средство массовой информации (СМИ) и ИНТЕРНЕТ. Убеждение как ядро мировоззрения определяет отношения человека к действительности, его активность. Для активности, особенно для творчества, недостаточно духовных знаний, основанных лишь на простой вере. Творчество и активность требуют обогащения веры преданностью и любовью. Человек без убеждения никогда не бывает преданным и любовью.

В заключение отметим, что духовное богатство в единстве с национальным возрождением и прогрессом, являясь силой воли человека, поможет укреплению духовных основ независимости страны и воспитанию её нового гражданина, гармонизации национальных ценностей с общечеловеческими.

В своём произведении «Высокая духовность - непобедимая сила» Президент с гордостью отметил самые значительные достижения за годы независимости. «Мы - сказал» Ислам Каримов, - разработали модель развития, ныне признанную во всем мире как «узбекская модель». Всем нам хорошо известны основные принципы этой модели- приоритет экономики над политикой, главная реформаторская роль государства, верховенство закона, сильная социальная защита, поэтапное, эволюционное осуществление преобразований.

Теоретические и практические аспекты «узбекской модели» развития ярко проявляются во внешнеэкономических и внешнеполитических связях страны. Поэтому сегодня в процессе обновления -- это необходимо как олицетворение во всех сферах практической деятельности, что реформа это не ради реформы, в первую очередь это должно служить для человека, для благополучной жизни. Демократия в Республика Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества.

Естественно, в течении переда от одной ступени к другой в сознании человека, идеология общества имеет место коренного изменения. Переход от одной системы общественных отношений к другой, от одного строя к другому неизбежно сопровождается болезненной ломкой ценностных ориентации, кризисными явлениями в духовной жизни.

В условиях Узбекистана духовное обновление осуществляется на путях возврата к духовным истокам, освоения ценностей мировой цивилизации, адаптации духовной жизни к новым условиям рынка. Рыночная экономика - общечеловеческое явление, неизбежный этап в развитии мировой цивилизации. Главным действующим лицам рыночного хозяйства является человек - потребитель с его индивидуальными и общественными потребностями. В конечном итоге, экономический прогресс, рост производительности труда, внедрение новой техники и технологии подчинены удовлетворению потребительских нужд населения. Именно они составляют двигательный механизм и побудительный мотив рыночной экономики. Осуществляя Республика Узбекистан нацелена на формирование рыночной экономики для чего выработано своя собственный путь перехода к рыночным отношениям. Таким образом, духовная и экономическая взаимосвязь - это залог общественного развития и устойчивости. При этом,- отмечает Каримов, - следует особо подчеркнуть, что в 2010 году свыше 50 процентов средств госбюджета будет 4 направлено только на развитие сфер образования и здравоохранения»

Сегодня в нашей стране в строительстве новой жизни, строительстве нового общества, формировании духовности граждан имеет безусловно чрезвычайно глобальное значение. В данный переходной период наша культура должна обратить особое внимание на корни духовного богатства народа так как наследия предков - это корни нашей духовности. Эта кладовая собиралось понемногу в течение веков. Э то пройдено через историческую проверку и испытание и была поддержкой в трудные периоды жизни нашего народа. Как известно, осознания свое «Я» как обеспечение будущего нации, национальное сознание и отражение мысли, взаимосвязь духовного богатства между потомками безусловно проявляется через язык, через материнский язык как души нации. Как говорил великий патриот - гуманист Абдулла Авлони «Существование в мире каждой нации жизнь как в зеркале отражается через язык и литературу. Потерять национальной язык, значит потерять национальную духовность.

Поэтому любой народ стреляющийся к возвышенью своих национальных ценностей, своих целей, желаний добывается на основе возвышении духовного мира в результате достижений общечеловеческого развития. Здесь большое значение имеет историческая память. Известно, что в 1937- 1953. деспотической машиной СССР были сосланы в ссылку около 100. тысяч человек, из которых 13 тысяч были расстреляны, остальные были постепенно умерщвлены в жестоких условиях концлагерей. Поэтому мы для выполнения своего человеческого долга перед погибшими нашего народа, которые были казнены и без имени, фамилии были закопаны и долгие годы находились без присмотра на канале Бозсу - поклонятся им. По инициативе Президента И.А.Каримове в Ташкенте в 2000г. На берегу канала Бозсу где в годы репрессий были расстреляны и захоронены в общей могиле тысячи лучших сыновей нашего народа, был возведён мемориальной комплекс «Шахидлар хотираси». В составе комплекса был образован музей «Памяти жертв репрессий». С 2001 г. В нашей стране 31 августа отмечается как День памяти жертв репрессий.

Известно, СССР 9 мая отмечал как день победы как - праздник. По просьбе народа и общественных организации в нашей стране 9 мая отмечается как день памяти и почести.

Безусловно, всем очевидно, что полностью обновить мышление общества за несколько лет нельзя.

Это длительный и непрерывной период времени.

И.А.Каримов отмечает: «Все мы должны осознать, что обновление общества с точки зрения демократии -- это продукт развития государства. Отрицания этих закономерностей, непризнание их и совсем противоположные направления несомненно могут обязательно привести к неожиданным и противоположном отрицательным результатом. Это можно нетрудно видеть на многих примерах».

Концепция Ислама Каримова о национальной идее и национальной идеологии и рассиотрение её в качестве приоритетной задачи в системе всех реформ осуществляет в стране по возрождению и развитию духовности, и её причина имеет теоретическое, методологическое и практической значение для национальной духовного возрождение узбекского народа и укреплении независимости.

И. Каримова отмечает: «Когда говорим национальная идея» надо сказать, что широком смысле слова сущность и содержание этого понятия заключает в следующей: переход от предков к потокам, в данной стране у каждого человека и всего народа вырастают в душе (сердце) глубокие корни и превращается в его духовного. Потребность (жизненная потребность) как сеемая добрая мечта и надежда, как цель мобойнации. В современной период обновления общества модернизации страны, жизнь выдвигает всё новое и новая задачи. Естественно, национальная идея охватывает и облиняет в себе благородное цели всех народов, проживающих в Узбекистане мир и спокойствие воплощающие жизненное блага, процветание Родины, благополучие народа.

В настоящее время перед обществом стоит серьезная задача -это осуществиянное реформы по духовно - нравственному. Просвещению, формирующие гармоничную личность, социальную солидарность межнациональное согласие, религиозную терпимость (толерантность) и других необходимо их сущность и содержание поставит в центрГоворя словами И.А.Каримова наша самая высокая цель, самая великая идея -это единственная дорога Узбекистана - укрепление независимости, возвышать страну все стороны, идти вперёд свободной жизнь. Страна придерживающаяся данной дорогинаправляет на достижение и претворению в жизнь всего нашу силу и шергию, народ все политические силы в стране, негосударственное организации должны объединятся вокруг единственная всеобщей цели в этому сушть национальной идеи как души и тела общества.

Другая причина - это распространенная, преимущественно в интеллигентских кругах, теософская идея равноценности духовного опыта православных и неправославных и нехристианских подвижников и аскетов. Хотя эта идея, по существу, отрицает безусловную значимость Жертвы Христовой в деле спасения и духовного совершенства человека.

Есть сегодня целый ряд и других факторов, обуславливающих постановку вопроса о духовной жизни в качестве одного из самых насущных для Церкви. Из них в первую, может быть, очередь следует назвать проблему духовничества. Верная мысль о необходимости для христианина иметь духовного руководителя подвергается в настоящее время большим искажениям на практике, приводя многих, как пастырей, так и пасомых, не имеющих должного знания святоотеческих указаний по данному вопросу, к тяжелым ошибкам и трагедиям не только в религиозной, но и в семейной, и в общественной жизни. Также одним из серьезных, болезненных фактов в области духовной жизни, обусловленным не в последнюю очередь ложным духовничеством, является развитие в церковной среде нетерпимости и фанатизма.

Эти, как и многие другие ненормальные явления, имеют, без сомнения, своим источником прежде всего незнание учения Священного Предания Православной Церкви об основах духовной жизни.

Догматические предпосылки понимания духовности

Хотя единый Триипостасный Бог есть Дух, Его третья ипостась тоже именуется Духом Святым, тем самым свидетельствуя человеческому сознанию об особенных ее свойствах по сравнению с другими ипостасями. Человек, будучи образом Божиим, отражает в себе эту тайну Бога. Он в своем единстве также имеет три «ипостаси»: ум, слово (мысль) и дух, и каждая из них обладает своими особенностями. Святые Отцы духом называют нравственную силу человека, содержание которой обусловливается умом, и, прежде всего, пониманием конечной, высшей цели жизни. Этой целью может быть Бог и вечная жизнь в Нем; но может - богатство, власть, слава; могут - различные наслаждения и интересы: телесные (сравните: «их бог - чрево». ), эстетические (например, музыка, живопись), интеллектуальные (например, философия, наука). Однако каков бог у человека, такова и его духовность.

Православное осмысление духовности исходит прежде всего из факта святой Пятидесятницы. «Стяжание» христианином Духа Святого, или обожение, и составляет цель духовной жизни. Эта цель достигается только при правильной (праведной) жизни. Поэтому необходимо знание ее основных законов.

Основной вопрос

Духовная жизнь, как известно, предполагает не только правильную догматическую веру и евангельскую нравственность, но также знание и неукоснительное соблюдение особых законов, определяющих развитие «нового человека» (). Иначе говоря, правильное теоретическое понимание духовной жизни во многом предопределяет успех сложного процесса реального перерождения страстного, «плотского» (), «ветхого человека» () в нового.

Но и теоретическое понимание этого вопроса оказывается не столь простым, как может показаться на первый взгляд. Многообразие так называемых духовных путей, которые предлагают сейчас в целях «спасения» нашему человеку со всех сторон света непрошеные «просветители» разных религий и христианских конфессий, являются одной из иллюстраций сложности данной проблемы.

В связи с этим возникает задача исключительной важности: найти наиболее существенные признаки и свойства истинной духовности, ее критерии, которые позволили бы отличить истинную духовность от всевозможных видов лжедуховности, мистицизма, прелести. И первым, что возникает при разрешении этой задачи, является вопрос:

Что значит вера во Христа?

Интересно и необычно пишет об этом : «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных. <…> Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния» .

Обращает на себя внимание формальное противоречие этих слов общепринятому богословскому тезису о вере как начальном условии принятия Христа. Святитель как бы подчеркивает: не в рассудочной вере в то, что Христос есть Бог и Спаситель, и что Он пришел, пострадал и воскрес заключено «начало обращения ко Христу». Напротив, сама вера в Него рождается из познания «своей греховности, своего падения», ибо «не сознающий своей греховности… не может уверовать во Христа».

В этой мысли находим первое и основное положение духовной жизни, показывающее глубину православного ее понимания. Верующим, оказывается, может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек способен к правильной, спасающей вере во Христа. Видящий же себя разумным и добродетельным не может быть христианином и не является им, хотя бы и считал себя таковым.

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные», - говорит Господь (). На путь исцеления и спасения становятся лишь те, которые увидят болезнь своей души, ее неисцельность собственными силами, и потому оказываются способными обратиться к пострадавшему за них истинному Врачу. Вне такого познания себя невозможна нормальная духовная жизнь.

Это ярко видно на примере земной жизни Спасителя, Который со слезами раскаяния был принят простыми, сознающими свои грехи евреями и с ненавистью отвергнут и осужден на страшную казнь «умной», «добродетельной», респектабельной иудейской элитой - архиереями, фарисеями (то есть ревностными исполнителями церковных обычаев и устава), книжниками (богословами).

Познание себя

Каким же образом приобретается человеком это спасительное познание себя, своего ветхого человека, открывающее ему всю бесконечную значимость Жертвы Христовой? Ответ простой: «Я не вижу, - пишет святитель Игнатий, - греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом, дозволяющий себе вкушение его хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца. Тот только может увидеть грех свой, кто решительным произволением отрекся от всякой дружбы с грехом… в каком бы виде он ни приближался к нему. Кто совершит великое дело - установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего» .

Одним из практических средств достижения этой цели является борьба с осуждением. «Кто отказался от осуждения ближних, помысл того, естественно, начинает видеть грехи и немощи свои, которых не видел в то время, как занимался осуждением ближних» . Основной же закон самопознания выражен в следующих замечательных словах преподобного : «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи». То есть познание гибельности своего духовного состояния открывается человеку только при усилии исполнить все заповеди Евангелия. Лишь напряжение стать истинным христианином показывает человеку, насколько он действительно и нищ, и наг, и убог, насколько жизненно необходим для него Христос.

Отсюда становится понятным, что вопрос о том, как приобретается видение греха своего, или познание себя, своего ветхого человека, является центральным в духовной жизни. Только видящий себя погибающим нуждается в Спасителе; «здоровому» () Христос не нужен. Поэтому для хотящего верить во Христа православно (ведь и «бесы веруют, и трепещут» - ), для жаждущего правильной духовной жизни это видение является основной задачей подвига и, одновременно, главным критерием его истинности.

Значение добродетелей

В связи с этим очень важно заметить, что подвиг и любые добродетели, не приводящие к такому результату, оказываются лжеподвигом, и жизнь обессмысливается. Апостол Павел пишет об этом, обращаясь к Тимофею: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (). Преподобный высказывается еще более определенно: «Воздаяние бывает… не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно будет утрачено, то первые будут напрасны» .

Оказывается, добродетели и подвиги не сами по себе могут принести человеку благо Царствия Божия, которое «внутрь нас есть» (), но только рождающееся от них смирение. Если же смирение не приобретается - бесплодны и бессмысленны все подвиги, все добродетели! Так выясняется одна из сложных богословских проблем о соотношении веры и так называемых добрых дел в вопросе спасения. Дела сами по себе не спасают человека, они не являются какими-то заслугами. Их необходимость вызвана совсем другой причиной. Без них очень трудно приобрести то, чем единственно спасается человек - смирение. Ибо только через всемерное понуждение себя к исполнению всех заповедей Евангелия можно увидеть и глубокую поврежденность человеческой природы, и свое бессилие самому, без помощи Божией чисто исполнить хотя бы одну заповедь Христову, совершить хотя бы одно доброе дело. Потому святые «омывали свои добродетели, как бы грехи, потоками слез» .

Святитель Игнатий пишет: «Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос. <…> Таково свойство всех телесных подвигов и добрых видимых дел. Если мы, совершая их, думаем приносить Богу жертву, а не уплачивать наш необъятный долг, то добрые дела и подвиги со-делываются в нас родителями душепагубной гордости» .

Он даже так говорит: «Делатель правды человеческой исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения,.. ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде; признает себя достойным и предостойным наград земных и небесных» .

Эта святоотеческая мысль прямо опровергает широко распространенное убеждение, что так называемые добрые дела всегда являются добрыми, независимо от того, по каким внутренним побуждениям и с какой целью совершает их человек. Оказывается, это глубоко неверно. Правда и добродетели ветхого и нового человека не дополняют друг друга, а исключают, ибо первые ослепляют человека своей значимостью, превозносят его и делают великим в своих глазах и тем «отнимают» у него Христа; вторые, напротив, открывают человеку его действительное духовное, а часто и нравственное убожество, бессилие победить себя и приводят к Христу.

Опасно преждевременное бесстрастие

Обратимся еще к одному закону духовной жизни - о «сродстве между собой как добродетелей, так и пороков». Этот закон заключается в том, что, оказывается, как приобретение добродетелей, так и взаимодействие страстей между собой подчинены строгой последовательности и взаимообусловленности. «По причине этого сродства, - пишет святитель Игнатий, - стяжание одной добродетели вводит в душу другую добродетель, сродную и неразлучную с первой. Напротив того, произвольное подчинение одному греховному помыслу влечет невольное подчинение другому; стяжание одной греховной страсти влечет в душу другую страсть, ей сродную; произвольное совершение одного греха влечет к невольному впадению в другой грех, рождаемый первым. Злоба, сказали отцы, не терпит пребывать бессупружною в сердце» . Незнание этого закона может привести к серьезным последствиям в духовной жизни. Так, небрежное отношение к «мелким» грехам, произвольное, то есть без насилия страсти, совершение их порабощает волю человека, делает его рабом своих низменных влечений и в конечном счете приводит к грехам тяжким, ведущим к скорбям и трагедиям в жизни.

Насколько серьезен и значим этот закон, свидетельствуют следующие слова опытнейшего наставника в духовной жизни святого Исаака Сирина: «Премудрый Господь благоволил, чтобы мы снедали в поте лица хлеб духовный. Установил Он это не от злобы, но чтобы не произошло несварения, и мы не умерли. Каждая добродетель есть мать следующей за ней. Если оставишь мать, рождающую добродетели, и устремишься к взысканию дщерей, прежде стяжания матери, то добродетели эти становятся ехиднами для души. Если не отвергнешь их от себя, скоро умрешь» .

Удивительные слова. Для духовно неопытного сама мысль о том, что какая-то добродетель может оказаться преждевременной, тем более, смертельной для души, «ехидной», покажется странной, чуть ли не кощунственной. Но именно такова реальность духовной жизни, таков один из ее незыблемых законов, открытый великим опытом святых.

Правильная молитва

В ажнейшим условием духовной жизни является молитва . Но и она без соблюдения определенных требований может оказаться бесплодной и даже стать средством глубочайшего падения христианина. Так, не принимается молитва того, кто не прощает других. Не менее важное условие: «Кто молится устами, а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию» .

Особое внимание в духовной жизни всегда уделяется молитве Иисусовой. О том, как правильно ее совершать (а не как-нибудь), пишет в своей замечательной статье «О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником» святитель Игнатий.

«В упражнении молитвой Иисусовой есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с середины и не с конца… Начинают с середины те новоначальные, которые, прочитав наставление… данное отцами-безмолвниками… необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с середины те, которые без всякого предварительного приготовления усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее.

Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением , с целью покаяния , заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве… Особенное попечение, попечение самое тщательное должно быть принято о благоустроении нравственности сообразно учению Евангелия… Единственно на нравственности, приведенной в благоустройство евангельскими заповедями… может быть воздвигнут… невещественный храм богоугодной молитвы. Тщетен труд зиждущего на песке: на нравственности легкой, колеблющейся» .

Душою же молитвы Иисусовой является то состояние, которое хорошо видно из следующего случая. «Некоторый инок сказал преподобному Сисою Великому: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари»».

В связи с этим следует отметить, что «признак непрестанности и самодейственности в совершении Иисусовой молитвы отнюдь не является признаком ее благодатности, потому что не гарантирует… тех плодов, которые всегда указывали на ее благодатность». «Духовная борьба, результатом и целью которой является приобретение смирения … подменяется у некоторых иной (промежуточной) целью: приобретением непрестанной и самодвижной Иисусовой молитвы, которая… не является конечной целью, а лишь одним из средств ее достижения» .

Прелесть

Необходимо указать и на опасность, грозящую неопытному подвижнику, не имеющему ни истинного наставника, ни правильных теоретических духовных знаний - на возможность впадения в так называемую прелесть. Этот святоотеческий термин замечателен тем, что точно вскрывает само существо названной духовной болезни: лесть себе, самообман, мечтательность, мнение о своем достоинстве и совершенстве, гордость. Об основных причинах впадения в прелесть преподобный , например, пишет: «Прелесть, говорят, в двух видах является, или, лучше, находит… В виде мечтаний и воздействий, хотя в одной гордости имеет начало свое и причину… Первый образ прелести от мечтаний. Второй образ прелести… начало свое имеет… в сладострастии, рождающемся от естественного похотения».

Еще на одну очень распространенную причину прелести среди многих иноков, ревностных христиан и священнослужителей указывает святитель Игнатий: «Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение молитвою Иисусовою и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением… Они не могут избежать «мнения»… Устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается очень редко, потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвою Иисусовою» .

О том, как избежать этой пагубы, святитель Игнатий пишет следующее в своей статье «О прелести»: «Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть - признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос. <…> Как гордость есть вообще причина прелести, так смирение… служит верным предостережением и предохранением от прелести… Да будет наша молитва проникнута чувством покаяния, да соединится она с плачем, и прелесть никогда не воздействует на нас» .

Духовный руководитель

Оказаться в бедственном состоянии прелести может, к сожалению, любой верующий, каждый подвизающийся, если он живет лишь по своему разумению, без духовного наставника, без руководства святоотеческими писаниями.

Но если понимание написанного Отцами - задача уже не всегда простая, то многократно более трудным всегда являлось обретение истинного наставника. Поэтому мысли и советы святых по данному вопросу особенно важны для нашего времени.

Во-первых, Отцы говорят (1) о необходимости большой осторожности в выборе духовника и предупреждают об огромной опасности, связанной с ошибкой принять бездуховного «старца» за духовного руководителя; учат (2) о правильном отношении к нему, (3) верном понимании послушания и (4) непременности разлучения с заблуждающимся, уводящим от жизни по Евангелию духовником; предупреждают, что в последние времена (5) не будет духоносных наставников, видящих души людей, и потому (6) призывают верующих изучать Священное Писание и творения Святых Отцов и руководствоваться ими с советом старшей, имеющей больший духовный опыт «преуспевшей братии».

Приведем мысли Святых Отцов по этим темам.

(1) Преподобный Кассиан Римлянин (V в.) говорит: «Полезно открывать свои помыслы Отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих» .

(1) Святитель Феофан (Говоров) пишет: «Так советовал и делал святой .»Прежде духовные отцы всех наставляли; в нынешние же претрудные времена, еже многому плачу и рыданию достойно, до зела таким оскудевшим ревнителем, Сам Бог и Божественное учение преподобных отцов есть учитель и наставник». И святитель заключает: «Так вот какой ныне лучший, благонадежнейший способ руководствования, или воспитания в жизни христианской! Жизнь в преданности в волю Божию, по Божественным и отеческим Писаниям с совета и вопро-шения единомышленных» .

(1) «При определении их [духовников] должно употреблять великую осмотрительность и строгое рассуждение, чтобы вместо пользы не нанести вред, вместо созидания разорение» .

(2, 6) «Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя! … Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах советуйся с Евангелием. Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями!» .

(2) «Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе… Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния… Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог… И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи» .

(3) «Те старцы, которые принимают на себя роль … употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтобы точнее объяснить дело, которое в сущности не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть…» .

(3) «Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола ()» .

(3, 6) «Скромное отношение советника к наставляемому - совсем иное, нежели старца к безусловному послушнику… Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен» .

(5, 6) «По учению отцов, жительство … единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братии; этот совет опять должно проверять по писанию отцов… Отцы, отдаленные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет предшественников, уже жалуются на редкость богодухновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещают в руководство Священное и святое Писание, проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных… братии» .

Католицизм

Особенно ярко обнаруживается действие прелести у католических аскетов, оторвавшихся от опыта духовной жизни древней Церкви. Святитель Игнатий, например, писал: «Большая часть подвижников Западной церкви, провозглашаемых ею за величайших святых - по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступлении Святого Духа от нее - молились и достигали видений, разумеется, ложных, упомянутым мною способом… В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель иезуитского ордена. У него воображение было так разгорячено и изощрено, что, как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некое напряжение, как являлись перед его взорами, по его желанию, ад или рай… Известно, что истинным святым Божиим видения даруются единственно по благоволению Божию и действием Божиим, а не по воле человека и не по его собственному усилию, - даруются неожиданно, весьма редко… Усиленный подвиг находящихся в прелести обыкновенно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкою того пламени, которым разожжены прельщенные» .

При этом святитель указывает и на другие скрытые от внешнего взора причины прелестных состояний западных подвижников. Он пишет: «Кровь и нервы приводятся в движение многими страстями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеславием. Последние две чрезвычайно разгорячают кровь в подвижниках, незаконно подвизающихся, соделывают их исступленными фанатиками. Тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще не способен по нечистоте своей; за недостижением истины - сочиняет себе мечты. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольстительные ложные утешения, наслаждения и упоения. Такое состояние есть состояние самообольщения. Все незаконно подвизающиеся находятся в этом состоянии. Оно развивается в них больше или меньше, смотря по тому, сколько они усиливают свои подвиги. Из этого состояния написано западными писателями множество книг» . Это особенно видно на примере таких великих католических святых как Катарина Сиенская, Тереза Авильская или блаженная Анжелла.

Святитель Игнатий (изучавший католическую аскетическую литературу не по переводам, а в латинских подлинниках) указывает и конкретные временные координаты отступления новых католических аскетов от единого опыта святых единой Вселенской Церкви. Он пишет: «Преподобный Венедикт (†544 г.), святой папа (†604 г.) еще согласны с аскетическими наставниками Востока; но уже Бернард Клервосский (XII в.) отличается от них резкою чертою; позднейшие уклонились еще более. Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам, недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная… мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют ни малейшего понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию» Истина одна

Прелесть, как видим, возникает у тех, кто живет не по святоотеческим началам, а по своим мыслям, желаниям и пониманию и ищут у Бога не спасения от греха, а благодатных наслаждений, откровений, даров. Их обычно и «получает» в изобилии горе-подвижник в своем разгоряченном воображении и действием темных сил. Прелесть поэтому - не один из возможных и равноценных вариантов духовности, не особый путь к Богу, но тяжелая болезнь, не поняв которой и не оценив должным образом, христианин, особенно подвизающийся, разлагается изнутри.

Особенно часты прорывы к «высотам» у юных подвижников, не познавших еще своего ветхого человека, не освободившихся от страстей и уже ищущих состояний человека нового, совершенного. Недаром у отцов есть выражение: «Если увидишь юношу, по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу и сбрось оттуда: ибо это ему не полезно» . Причина подобных ошибок все та же: незнание законов духовной жизни, незнание себя. Святой Исаак Сирин в связи с этим предупреждал: «Если некоторые из отцов написали о том, что есть чистота души, что есть здравие ее, что бесстрастие, что видение, то написали не с тем, чтобы мы искали их преждевременно и с ожиданием. Сказано в Писании: «Не приидет Царствие Божие с соблюдением» (). Те, в которых живет ожидание, стяжали гордыню и падение. Искание с ожиданием высоких Божиих даров отвергнуто Церковью Божией. Это - не признак любви к Богу; это - недуг души».

«Смирение, - сказал Варсонофий Великий, - делает человека селением Божиим» . Оно предохраняет христианина от всех заблуждений, оно делает его и причастником Духа Святого.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК №1

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ

И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»


Область знаний:

100000 -

Гуманитарные науки

500000 -

Здравоохранение ва социальное обеспечение

Область образования:

110000-

Педагогика

510000 -

Здравоохранение

Направление образования:

5510100 -

5510300 -5510700-


Лечебное дело

Медико-профилактическое дело

Высшее сестринское дело

Ташкент – 2014г.
Рабочая программа по предмету «Основы духовности и религиоведение» составлена на основе рабочего учебного плана и учебной программы.

Составитель:

АтамуратоваФ.С. – стар. преп. кафедры общественных наук №1 ТМА, к.ф.н.

Рецензенты:

1. Абдурахмонов М. – профессор кафедры «Маънавият асослари ва диншунослик» УзМУ д. ф.н.

2. Норкулов Д.Т. - заведующий кафедрой общественных наук №1 ТМА, д.ф.н., профессор
Рабочая программа по предмету «Основы духовности и религиоведение» обсуждена и утверждена на заседании кафедры общественных наук №1 протоколом №9 от 1.05.2014 г. и рекомендована на рассмотрение учёного совета ВСД факультета.
Заведующий кафедрой проф. Норкулов Д.Т.
Рабочая программа обсуждена и утверждена на ЦМК общественно-гуманитарных наук ТМА протоколом № 8 от 30.05.2014 г.

Председатель ЦМК: доц. Абдуллаева Р.М.

Рабочая программа по предмету «Основы духовности и религиоведение» рассмотрена и рекомендована на использование учёном советом ВСД факультета протоколом №5 от 20.06.2014 г.

Председатель учёного совета проф. Рустамова Х.Е.

Согласовано:


Начальник учебно -методического

совета ТМА Азизова Ф.Х.


  1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ « ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ »
Духовность – это одно из самых многогранных и сложных понятий общественно-гуманитарных наук. Она характеризует многие стороны сознания, мышления и психики человека, систему его личностных, национальных и общечеловеческих ценностей.

Возрождение духовности и культуры узбекского народа, возвращение ему его подлинной истории и самобытности приобретают сегодня решающее значение для успешного продвижения вперед на пути обновления и прогресса нашего общества. Возвращение к своим истокам, осознание глубины и величия культурного и духовного наследия наших великих предков, внесших огромный вклад в достижения мировой культуры, воспитание в каждом поколении бережного отношения к своему прошлому, благородным национальным и религиозным традициям. Одновременно с этим ясное понимание необходимости создания современной национальной духовной культуры и приобщения к ценностям мировой цивилизации и духовности.

Предмет «Религиоведение» преподается во всех высших учебных заведениях Узбекистана с 1997 года, в медицинских в частности . «Религиоведение» – это не только научное знание, но и учебная дисциплина гуманитарного образования. Основная цель предмета «Религиоведение» - дать ту сумму и глубину знаний о религии, в форме и объеме, которое позволили бы сформировать у обучаемого адекватный образ религии и объективное отношение к ней. Процесс реализации этой цели поможет решить ряд учебно-воспитательных, духовных, морально-правовых и других задач, имеющих значение для формирования мировоззрения молодежи.


    1. Цели и задачи предмета « О сновы духовности»
Предмет «Основы духовности» относится к числу общественных наук и изучается в III иIV семестрах. Данный предмет преподается во всех высших учебных заведениях Узбекистана с 1997 года, в медицинских в частности. Он играет важную роль в формировании у студентов понимания необходимости изучения наследия предков, его бесценной значимости, в укреплении таких черт, как любовь к своему народу и патриотизм, освоение общечеловеческих ценностей. Духовность является фактором, придающим цель и направление человеку, их деятельности, обеспечивающим социальный прогресс.

Основная цель предмета заключаются в воспитании духовно богатых будущих медиков, формировании их мировоззрения, общественно-политического сознания, повышение духовной культуры, развитие самосознание, привитие высших жизненных ценностей, воспитание студентов в духе патриотизма и гуманизма опираясь на работы И.А. Каримова, законы и постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Задачами предмета являются:

Изучение наследия предков, формирование понимания его бесценной значимости;

Укрепить в сознание студентов место и роли национальной духовности в жизни личности и общества;

Сути и критериях реформ приводящихся в нашей стране;

Сущность процесса глобализация и о существовании угроз нашей духовности.

Студент должен уметь:

При необходимости вести борьбу против угроз нашей духовности, следуя принципу: мысли противостоит мысль, идее – идея;

Стремиться к духовному совершенствованию.

Студент должен иметь навыки:

Умения применения в жизнь сути и критериев реформ нашего общества;

Применения в жизнь способов и средств идейной борьбы против чуждых нам идей;

Самоотверженности и героизма.


Требования к знаниям, умениям и навыкам предмета «Религиоведение»

В соответствии с указанными целями и задачами после окончания изучения предмета «Религиоведение» студент должен знать:

Закономерности возникновения религии;

Сведения об основных источниках национальных и мировых религий;

Основные направления и течения мировых религий;

О взаимоотношениях государства и религии;

Законы, принятые Олий Мажлисом Республики о религии и религиозных организациях;

Закон «О свободе совести религиозных организациях» принятый в новой редакции 15 мая 1998 г.

Студент должен уметь:

Распознать место и роль религии в историческом развитии человечества;

Распознать социально-психологическое воздействие религии на человека;

Различать социальные, психологические и гносеологические корни религии;

Различать мировоззренческую, коммуникативную, компенсаторную, интегрирующею, регулятивную функции религии;

Распознать место и роль религии в формировании мировой культуры и искусстве;

Распознать место и роль мировых религий, таких как христианства, ислам, национальных религий, таких как конфуцианства, иудаизм, индуизм в современном мире, отличать их возникновение, развитие, вероучение, священные книги.

Студент должен иметь навыки:

- религиозной терпимости;

Преданности Родине и национальным ценностям и традициям;

Воспитания всесторонне развитой личности.
1.3. Взаимосвязь предмета “Основы духовности и религиоведение”

с другими общественными предметами

Данный предмет тесно взаимосвязан с другими общественными дисциплинами такими как, история, философия, культурология, экономика, политология, социология, правоведение, психологияи др. В этом предмете не только раскрываются некоторые теоретические положения, но и дастся информация о совокупности интересных фактов, без знания которых трудно понять многие события в прошлом и настоящем - в экономической, политической истории, в истории науки, искусства, литературы, морали, в современной общественно-политической жизни и т.д. Тем самым вносится вклад в восстановление и развитие исторической памяти.

Предмет «Основы духовности и религиоведение» вносит свой вклад в гуманитаризацию образования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение молодежи в мировоззренческих позициях , духовных интересах и ценностях.
1.4. Современная информация и педогогические технологии в обучении предмета “Основы духовности и религиоведение”

В качестве концептуальных основ системы образования в Узбекистане принята ориентация на мировые тенденции в этой сфере, цель которых - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с различными массивами информации, умение принимать самостоятельные решения, конструктивизм.

Наработка педагогом банка современных образовательных технологий позволяет ему создавать любую конфигурацию проведения занятий, которая в свою очередь перерастает в некую систему активных методик проведения занятий.

Главными концептуальными подходами к проектированию технологий обучения по учебному курсу “Основы духовности и религиоведение” являются следующие:

Личностно - ориентированное обучение. По своей сути предусматривает полноценное развитие всех участников образовательного процесса. А это означает не только индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения - ориентацию на уровень интеллектуального развития личности обучающегося при соблюдении требований Государственных стандартов, но и учёт психолого-профессиональных и личностных особенностей и способностей самого обучающегося.

Системный подход. Технология обучения должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Деятельностный подход. Обусловливает ориентацию обучения на формирование процессуальных качеств личности, активизацию и интенсификацию деятельности обучающегося, развёртывание в учебном процессе всех его способностей и возможностей, пытливости и инициативы.

Диалогический подход. Определяет необходимость создания психологического единства и взаимодействия субъектов-участников образовательного процесса, благодаря которому усиливается творческий процесс самоактуализации и самопрезентации личности.

Организация обучения в сотрудничестве. Предполагает необходимость делать акцент на реализацию демократизма, равенства, партнёрства в субъектных отношениях обучающего и обучающегося, совместную выработку цели, содержания деятельности и оценку достигнутых результатов.

Проблемное обучение. Это один из способов активного взаимодействия с обучающимися на основе проблемного представления содержания обучения, в ходе которого обеспечивается творческо-познавательная деятельность по выявлению объективных противоречий научного знания и способов их разрешения, формирование и развитие диалектического мышления, творческое применение их в практической деятельности.

Применение новейших средств и способов предоставления информации - внедрение в процесс обучения новых компьютерных и информационных технологий.

Основываясь на данных концептуальных положениях, исходя из цели, содержания и объёма учебной информации по дисциплине “Основы духовности и религиоведение”, был осуществлён выбор способов и средств обучения, коммуникации, информации управления, в совокупности гарантирующих в заданных условиях и в установленное учебным планом время , достичь цели обучения, определенной государственным образовательным стандартом.

Методы и техника обучения: дискуссия, кейс-стади, проблемный метод, обучающая игра, «Мозговой штурм», Инсерт, «Учимся вместе», Пинборд, лекция (с приглашением эксперта, конференция, вводная, тематическая, визуализации, с разбором конкретной ситуации, заключительная);

Ф ормы организации обучения: наряду с фронтальной - коллективная и групповая, основанные на диалоге и полилоге, общении, сотрудничестве и взаимном обучении;

Средства обучения: наряду с традиционными средствами обучения (учебник, текст лекций, опорный конспект, кодоскоп) - графические органайзеры, компьютерные и информационные технологии;

Способы коммуникации: непосредственное взаимодействие со студентами на основе оперативной связи;

Способы и средства (информации) обратной связи: наблюдение, блиц-опрос, диагностика обучения на основе анализа результатов текущего, промежуточного и заключительного контроля;

Способы и средства управления: планирование учебных занятий в виде технологических карт, определяющих этапы учебного занятия, совместные действия обучающего и обучающихся по достижению поставленной цели, контроль (текущий, промежуточный и итоговый) не только аудиторной работы, но и самостоятельной, внеаудиторной работы;

Мониторинг и оценка: планомерное отслеживание результатов обучения как в процессе учебного занятия (оценка выполнения учебных заданий и тестов, рейтинговая оценка учебной деятельности обучающегося на каждом учебном занятии), так и на протяжении всего курса (оценка выполнения учебных заданий и тестов, рейтинговая оценка учебной деятельности обучающегося на каждом учебном занятии), так и на протяжении всего курса (оценка текущих, промежуточных и заключительных результатов на основе рейтинговой оценки каждого обучающегося). При обучении курса предмета «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы» используются компьютерные технологии, компьютерные программы, готовят раздаточный материал. Оценка знаний студента осуществляется в виде устного опроса.

При обучении курса предмета “Основы духовности и религиоведение” используются компьютерные технологии, компьютерные программы, готовят раздаточный материал. Оценка знаний студента осуществляется в виде устного опроса.


Распределение тем и часов занятий по предмету “Основы духовности и религиоведение” д ля направлений оброзования: 5510100 – лечебное дело, 5510300 – медико-профилактическое дело, 5510700 – высшее сестринское дело



Название тем

Всего

Лекции

Семинары

Самосто-ятельная работа

1.

Предмет, понятия духовности и особенности его развития

6

2.

Духовность и экономика, политика, право, идеология, их взаимоотношение

6




3.

Древняя духовность народов Центральной Азии

6

4.

Вопросы духовности в философской мысли народов Центральной Азии

8

5.

Амир Тимур и его моральное наследие

6

6.

Независимость, семья и воспитание молодежи

6

7.

Предмет и задачи «Религиоведения»

6

2

2

2

8.

Родоплеменные религии

6

2

2

2

9.

Национальные религии

6

2

2

2

10.

Мировые религии. Буддизм

6

2

2

2

11.

Христианство

6

2

2

2

12.

Происхождение, сущность и учения ислама

10

13.

Религиозный экстремизм, фундаментализм и международный терроризм

8




14.

Свобода совести и религиозные организации

6

всего

92

28

30

34

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

2.1 . Л екционный материал

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.