Кто не контролирует наш моральный выбор. Второе полугодие обществознаниетест

№ 4 5 класс « Золотое правило морали»

Правила поведения, созданные человечеством и основанные на понимании добра и зла:

Нормы морали;+

Правила вежливости;

Нормы права;

Религиозные нормы

№2. “Золотое правило морали” провозглашает принцип:

разумного эгоизма

живи сам — давай жить другим

поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой+

поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой

3. Что является высшей моральной ценностью?

а) любовь к ближнему, человеку, +б) философские законы, в) религиозные заповеди, г) знания, накопленные человечеством.

4 . Кто не контролирует наш моральный выбор?

1) общественное мнение;

2) государственные законы;+

3) совесть;

4) мнение окружающих;

5 . Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?

1. Философы считают, что она бывает доброй и злой. 2. Забота человека не только о себе, но и о других людях.

а) верно 1, б) верно 2,+ в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

6 . Для выполнения морального долга человеку нужно:

А. Действовать осознанно, добровольно.

Б. Иметь мужество преодолеть себя..

1) верно только А;

2) верно только Б

3) верны оба суждения;+

4) оба суждения неверны;

7 К акое из понятий не соответствует понятию добро?

1) гуманизм;

2) нравственность;

3) ревность;+

4) любовь;

4) суждения неверны;

8 . По мнению К.Маркса судить о мужчине как о человеке можно по его отношению:

1) к женщине;+

2) профессиональным обязанностям;

3) друзьям детства

4) все вышеперечисленное;

9 . Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

1) знание моральных ценностей;+

2) стремление получить профессию;

3) заключение брака;

4) участие в управлении государством;

10 Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе?

А. Помогает нам оценивать окружающую действительность и самого себя.

Б. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;+

4) оба суждения неверны;

11 . Любовь способна возвысить мораль там, где:

а) нет места ревности+, б) есть гармония совпадения и гармония контраста, в) она основана на благодарности, г) высокий уровень образования.

12 Совесть — это:

способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью

ценности и идеалы, усвоенные индивидом

совокупность общечеловеческих ценностей

13 .Верны ли следующие суждения?

А. Нормы морали могут меняться в зависимости от

Места и эпохи.

Б.Общечеловеческие духовные ценности-это

Моральные правила,общие длявсех людей.

1)верно только А

2)верно только Б

3)Верны оба суждения+

4)оба суждения неверны

14 верны ли следующие суждения?

А. Принцип«не убей» носит название «золотое правила морали»

Б. высшая моральная ценность –любовь к ближнему.

1)верно только А

2)верно только Б+

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

15 .верны ли следующие суждения?

А. Мораль регулирует общественную жизнь через общественное мнение и совесть человека

Б. мораль регулирует жизнь общества с помощью особых учреждений.

1)верно только А+

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

16 Совесть- это

1. система обязательных правил поведения, установленных государством.

2.личное глубокое осознание человеком своей ответственности, долга

3.проявление глубокого уважения к человеку и его достоинству+

4.принципы и нормы, регулирующие поведение людей

17 .К сфере морали относится принцип

1.Остановись, мгновенье, ты прекрасно.

2. Спешите делать добро.+

3.Семь раз отмерь, один отрежь.

4. учиться, учиться и учиться.

18 .Какой способ воздействия морали на жизнь общества выражается крылатой фразой из комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» « Злые языки страшнее пистолета»?

Задача ответить «да» или «нет» 19. Понятие «Личность» выражает то, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного (Да) 2 0 . Для формирования личности д остаточно семейного окружения 21 . По древней легенде Зевс сказал: «К стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни госу дарств, ни самих людей…» (Да) 22 . Мораль – это результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей (Да) 23 Б ыть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них (Да) 24 . Задача морали – регулировать нашу жизнь – это значит предвидеть общественные последствие своих поступков и уметь отвечать за них (Да)

25 Стыд и правда должны : 1. Объединять людей, направлять на путь добра.

2. Относится к общечеловеческим ценностям.

а) верно 1+, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

26. Мораль регулирует деятельность людей через : 1. Различные организации.

2. Нормативные документы и официальных лиц.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.+

27. Какое из понятий не соответствует понятию зло?

а) аморальность, б) деградация личности, в) безнравственность, г) флегматизм.+

28. Что является моральной основой брака ? 1. Семейный долг. 2. Принцип «стерпится – слюбится».

а) верно 1,+ б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

Вариант I

1.Быть личностью, значит…

а) быть лично ответственным,

б) быть «господином самому себе»,

в) иметь твердые принципы,

Г) все выше перечисленное.

2. Согласно древнему мифу Зевс предложил наделить стыдом и правдой:

1. Людей избирательно, как талантом, одному стыд, другому – правда.

2. Всех людей, иначе не будет на Земле ни городов, ни государств.

3. Кто не контролирует наш моральный выбор?

а) общественное мнение,

б) государственные законы,

в) совесть,

г) мнение окружающих.

4. Какое из понятий не соответствует понятию добро?

а) гуманизм, б) нравственность, в) ревность, г) любовь.

5. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

а) знание о моральных ценностях,

б) стремление получить профессию,

в) заключение брака,

г) участие в управлении государством.

6. «Золотое правило морали» утверждает принцип:

1. «Не делай человеку того, чего себе не желаешь».

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

7. Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?

1. Философы считают, что она бывает доброй и злой.

2. Забота человека не только о себе, но и о других людях.

8. Стыд и правда должны:

1. Объединять людей, направлять на путь добра.

2. Относится к общечеловеческим ценностям.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

9.Совокупность норм права данной страны называют:

а) отрасль права;

б) система права;

в) норма права;

10.Верны ли следующие суждения о нормах права:

1.Норма права - это правило поведения людей, которое должно обязательно исполняться.

2.Норма права – это желательный, но не обязательный образец поведения человека.

а) верно только 1

б) верно только 2

в) верны оба суждения

г) неверны оба суждения

11.Одним из основных признаков правового государства является:

а) разделение властей;

б) система государственных законов;

в) публичная власть.

12. В государстве И. правительство формирует президент. Он является и главой исполнительной власти. При этом существует парламент и действует конституция, какая форма правления представлена в государстве И.?

а) конституционная монархия;

б) парламентская республика;

в) президентская республика.

13.Кроме прав и свобод человека и гражданина во 2 главе Конституции закреплены:

а) санкции за нарушение прав;

б) меры поощрения за соблюдение прав;

в) обязанности.

14.Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками:

Типы политических Признаки режимов

а) тоталитарный 1) разделение властей

б) демократический 2) широкий круг прав и свобод граждан

3)политический плюрализм

4) господство единой идеологии

5)всесторонний контроль за жизнью общества

15.В приведенном списке перемешаны черты сходства и различия понятий

« страна» и « государство». Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия:

1) территория с четко установленными границами;

2) определенный политический режим;

3) государственный суверенитет;

4) система органов управления.

Зачёт №1 по темам «Личность и моральная ответственность. Гражданин. Государство. Право»

Вариант II

1. Что является моральным идеалом человечества?

1. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

2. Вечные вопросы человечества.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

2. Для выполнения морального долга человеку нужно:

1. Действовать осознанно, добровольно.

2. Иметь мужество преодолеть себя.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

3. По мнению К. Маркса, судить о мужчине как о человеке можно по его отношению:

а) к женщине,

Б) профессиональным обязанностям,

в) друзьям детства,

г) все выше перечисленное.

4. Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе?

1. Помогает нам оценивать окружающую действительность и самого себя.

2. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

5. Под автономностью человека подразумевает:

а) независимость,

б) инициативность,

в) решительность,

г) все вышеперечисленное.

6. Что является высшей моральной ценностью?

а) любовь к ближнему, человеку,

б) философские законы,

в) религиозные заповеди,

г) знания, накопленные человечеством.

7. Мораль регулирует деятельность людей через:

1. Различные организации.

2. Нормативные документы и официальных лиц.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

8. Какое из понятий не соответствует понятию зло?

а) аморальность,

б) деградация личности,

в) безнравственность,

г) флегматизм.

9. Что является моральной основой брака?

1. Семейный долг.

2. Принцип «стерпится – слюбится».

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

10.Многообразные отношения в сфере публичной власти регулирует такая отрасль права как:

а) семейное право;

б) административное право;

в) трудовое право;

11. Уголовная ответственность в соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса РФ наступает с:

а) 16 –летнего возраста;

б) 18 – летнего возраста

в) 14- летнего возраста.

12.Одним из первых термин «правовое государство» стал применять:

а) Ш.Монтескье;

б) И.Кант;

в) Цицерон.

13.Конституция страны как Основной закон государства отличается тем, что:

а) она принимается президентом страны;

б) все остальные нормативные акты не должны противоречить ее положениям;

в) ее положения не могут быть пересмотрены.

14.Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:

а) экономическая сфера;

б) государство;

в) человек, его права и свободы.

15.Соотнесите понятия и определения

Понятия:

1. Правовое государство

2. Гражданское общество

3.Норма права

4.Мораль

5.Право

6.Государство

Определения:

А.С овокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Б . Установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государства.

В. Государство, ограниченное в своих действиях правом, где граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равной ответственности всех перед законом

Г. Совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство;

Д . Система норм, отражающих представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости, об общественно полезном и вредном для общества поведении.

Е. Особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны

Ответы к тестам

Вариант I

Вариант II

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

  • Как стать господином самому себе?
  • Как распределить стыд и правду среди людей?
  • Чему сегодня учит мудрость Зевса?
  • Каковы главные ценности в царстве ценностей?

Как стать личностью? Понятие «личность» употребляется в более узком значении, чем понятие «человек». Потому что понятие «человек» отражает общие черты, присущие всему людскому роду, а личность - это отдельный, конкретный представитель рода - индивид, которому свойственны вполне определенные - индивидуальные - социально значимые черты.

Когда говорят «социально значимые черты личности», речь в этом случае идет о свойственных данному конкретному лицу - индивидууму - взглядах, убеждениях, особенностях поведения: что любит и ценит, как относится к своим обязанностям и другим людям, способен ли помочь, защитить, проявить заботу, сделать доброе дело, умеет ли твердо держать слово.

Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия. Или он плывет по течению, как щепка, и податлив чужой воле, как пластилин. Не зря говорят: быть личностью - значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чужую спину.

Очень выразительное определение личности сформулировал великий немецкий философ И. Кант (1724-1804): это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам.

Обдумаем каждое слово в данном определении.

Способность быть господином самому себе. Что это значит? Наверное, подразумевается то, что мы называем «иметь характер»,- умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным, т. е., как теперь говорят, автономным. Это значит обладать развитым сознанием человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата других людей. Автономность достигается в процессе воспитания и самовоспитания. Автономность требует, во-первых, хорошего знания своего дела, т. е. компетентности, а во-вторых, умения управлять собой, своим поведением.

Прекрасные качества. Но И. Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твердые принципы. А к твердым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека - честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости.

Как видите, личность основывается на морали, на моральных принципах.

Но и это не все. И. Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что все эти прекрасные качества - способность быть господином самому себе, иметь принципы - с неба, как говорится, не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причем добровольно, т. е. свободно, при условии доброго желания самого человека. Иначе говоря, личностью каждый делает себя сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует.

Подчеркнем близость позиций философа и современной науки. В науке обосновывается мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся. Личность формируется в определенных общественных условиях, постепенно усваивая опыт поколений - язык, знания, мораль, право, обычаи, отношение к религии и т. д.- все то, что делает человека человеком. Нормальный человек фактически всю жизнь формирует себя, пополняет свои знания, культуру, совершенствуется духовно.

Урок мудрости . В одном древнем мифе говорится: создавая род человеческий, боги позаботились о нем со щедростью поистине божественной - дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, музыканты, лекари и т. д. Человек стал делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей добиваться согласия между собой боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить город, канал, дорогу, вспыхивали между ними ожесточенные распри, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...

И над родом людским нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему - лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил: к стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...

Чему же учит это мудрое сказание? На наш взгляд, его первый, главный урок состоит в том, что всем нам, людям, необходимо овладеть умением добиваться согласия. Это значит, что нужно научиться преодолевать эгоизм, нетерпимость, жестокость, стать добрее, стремиться к миру и справедливости. Иначе говоря, человеку нужно учиться быть человечным, гуманным. Тогда придет взаимное доверие и уйдет вражда.

Но как этого достичь, где дорога, ведущая к человечности? На этот вопрос мы находим, может быть, неожиданный, но мудрейший ответ. Мало уметь трудиться, производить питание и вещи. Мало иметь таланты к наукам и искусствам. Только стыд и правда способны очеловечить человека, сблизить людей и вывести их на путь добра, мира, справедливости, порядка. Таков второй урок мудрости.

Есть и третий. Вместе с объяснением главного условия жизни миф принес нам из глубины веков предупреждение: без стыда и правды род человеческий обречен на гибель, самоистребление. Суровое, очень суровое предупреждение. Оно помогает понять особую ценность стыда и правды в жизни людей.

Что такое ценность? Под ценностями принято понимать все то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни, чем они сильно увлечены, к чему относятся с волнением, уважением, признанием, почтением. Ценностей множество. Это могут быть мысли, чувства, взгляды, интересы, принципы поведения или какие-либо предметы, явления и их свойства. У каждого человека складываются свои ценности или, как говорят ученые, выстраивается своя «пирамида» ценностей, составляющая неповторимый внутренний мир каждого человека, основу его личности. При определении линии своего поведения человек ориентируется на эту собственную «пирамиду», выбирает, чему отдать предпочтение по сравнению с другими ценностями.

Философы утверждают, что в обширном царстве ценностей есть ценности малозначительные, относительные, живущие короткое время. Но существуют и ценности особо значимые - главные человеческие ценности, живущие вечно и важные для всех людей. Вы, конечно, догадались, что к таким ценностям относятся прежде всего человеческая жизнь, мир, свобода, природная среда, семья, Родина, истина, вера, честь, культура и еще многие другие ценности - вы сами можете их назвать.

Стыд и правда тоже из этого ряда. Их особая ценность в том, что они способны объединять людей, направлять на путь добра. В конечном счете только стыд и правда способны сохранить род человеческий, поэтому они и относятся к общечеловеческим ценностям.

Что же такое стыд и правда?

Моральный выбор, моральный контроль . В первой части учебника вы уже знакомились с вопросами морали и знаете, что моральные правила (нормы, как их принято называть) дают человеку образец поведения. Но правил много, они разные, и человек всегда сам решает, как ему следует поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы. Иначе говоря, как полагают многие мыслители, человек всегда обладает свободой выбора. В жизни каждый из нас, подобно сказочному богатырю, должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение. Например, у вас есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль - и вы это знаете - учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу. Вы задумались: как поступить? Вот это и есть выбор поступка, или, точнее, моральный выбор.

Но случаи бывают посложнее. Вот пример. В фильме выдающегося российского режиссера Алексея Германа «Проверки на дорогах» есть такой эпизод времен Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, которых охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут в лагеря смерти.

И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, сверху на него влетает немецкий состав с оружием... Взрывать или не взрывать? Если взорвать, все это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать - оружие пойдет на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. А комиссар, у которого фашисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжелый нравственный конфликт...

Вот вам ситуация очень сложного и ответственного морального выбора. Подумайте о ней сами. Мы не даем ответа. Не торопитесь и вы. Только не упускайте из виду: во-первых, цели, ради которых вел наш народ освободительную борьбу; во-вторых - гуманистические принципы морали.

А кто контролирует, оценивает наш моральный выбор?

Ваш ответ может быть таким: окружающие люди - общественное мнение.

Это верно, но не совсем. Общественное мнение может оценить наш поступок, наши действия (т. е. результат выбора), когда выбор уже сделан, поступок совершен. Вот тогда общественное мнение решает, какой поступок мы совершили - добрый или злой, честный или бесчестный, полезный или бесполезный, умный или глупый и т. д.

А кто же оценивает выбор, который происходит у нас глубоко внутри, в сердце, в душе?

Есть такой невидимый, но могущественный и строгий внутренний контролер - наша совесть. Совесть видит и знает все, дает внутреннюю критическую оценку и нашего выбора, и наших поступков. Перед ней, точнее, в первую очередь перед ней, нам приходится держать ответ.

Следует помнить, что выбор поступка всегда имеет определенные последствия как для окружающих, так и для нас лично. А за последствия приходится отвечать. Выбор и ответственность взаимосвязаны.

Вот в каком сложном положении находится человек. Готовых ответов на все случаи жизни нет и не будет никогда. Нам самим приходится решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор.

Будем помнить: каждый из нас причастен к стыду и правде. У нас у всех есть надежная духовная опора - мораль. Но мораль нужно не только знать, изучать. Важно уметь правильно поступать в соответствии с требованиями морали. А такое умение вырабатывается всю жизнь - тут не может быть остановки. Зато, как учит мудрость, жить по законам морали практичнее, чем нарушать их, ибо в противном случае потеряешь гораздо больше, чем приобретешь. Поэтому каждому из нас в жизни нужна нравственная культура, которую можно выработать только своими собственными духовными усилиями. Обо всем этом - о совести и моральном выборе, ответственности и нравственной культуре - мы будем еще подробно говорить.

    Основные понятия

  • Человек, личность.

    Термины

  • Термины: Ценности, моральный выбор, совесть.

Вопросы для самопроверки

  1. Объясните, как вы поняли содержание древнего мифа. Чему он учит?
  2. Обсудите смысл слов «стыд» и «правда». О чем идет речь?
  3. Почему стыд и правду нельзя распределять избирательно? Почему к стыду и правде должны быть причастны все люди?
  4. Как вы понимаете слово «ценность»? Почему стыд и правда - ценности особые, уникальные?
  5. Объясните смысл определения, которое дал личности немецкий философ И. Кант. Что значит: «способность быть господином самому себе», «твердые принципы», «добровольно выбранные принципы»?

Задания

  1. Изложим две позиции.
    1. Нередко можно услышать такую оценку: «У этого человека вообще нет личности, безликий он какой-то».
    2. Поэт Е. Евтушенко писал:

        Людей неинтересных в мире нет,
        Их судьбы - как история планет.
        У каждой все особое, свое,
        И нет планет, похожих на нее.

    Сопоставьте эти позиции: противоречат они друг другу или дополняют одна другую? Объясните вашу точку зрения.

  2. Есть старая знаменитая притча о строительстве собора в средневековом городе Шартре, во Франции. У строителей спросили, что они делают. Один ответил, что делает трудную работу. Другой сказал, что зарабатывает на хлеб. Третий ответил с гордостью: «Я строю Шартрский собор!»

    Выскажите ваше мнение о «пирамиде ценностей» каждого из строителей.

  3. Моральный выбор, как вы поняли, дело трудное и ответственное для каждого из нас. И никуда от него не уйти: всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря - постоянно должны выбирать свой путь, варианты своих действий, поступков.

    Но бывает ситуация, когда человек не в силах решить, какой вариант выбрать. И тогда отказывается от выбора. Самоустраняется - пусть другие решают.

Добро и зло. Эти два понятия сопровождают человека на протяжении всей его жизни. С момента осознания себя как личности человек идет к пониманию того, что такое выбор моральный. Это то, что сопровождает личность фактически на каждом этапе жизненного пути и показывает уровень ее морального развития.

Выбор как часть человеческой жизни

Каждый день человек стоит перед выбором. Можно сказать, что мы ежедневно решаем множество задач, связанных с проблемой выбора. Философы считают, что данная проблема является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Конечно, мы не каждую минуту принимаем судьбоносные решения, но именно из этих маленьких шажков складывается длинная жизненная дорога. Поэтому можно сказать, что каждую секунду своего существования мы выбираем себе будущее. Что ж, эта теория имеет право на существование. Впрочем, как и многие другие. Ведь вопрос выбора стоит в философии и этике очень остро. Особенно это относится к такому понятию, как выбор моральный. Это является основополагающим моментом нравственности и системы ценности человеческого общества. Данную тему хочется рассмотреть более детально.

Выбор моральный - это что такое

Любой выбор предполагает активность субъекта ситуации. А вот выбор моральный - это оценка системы ценностей и принятие решения в пользу одной из них в определенных ситуациях. В более широком смысле это понятие воспринимается как проблема борьбы добра со злом, решение в пользу темной или светлой стороны.

Моральный выбор людей в пользу той или иной стороны не всегда является постоянной величиной, в повторяющихся схожих ситуациях субъект может принять совсем иное решение. Это обуславливается его нравственными ценностями и полученным опытом. К тому же стоит учитывать и условия, в которых воспитывался индивид. Ведь в каждом социуме существуют свои границы добра и зла. То есть в случае, когда два субъекта ситуации производят выбор в сторону добра, это могут быть абсолютно разные направления в системе морально-этических норм.

Ответственность морального выбора

Моральный выбор - это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью.

Если учитывать тот факт, что моральный выбор - это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.

Нравственная составляющая индивида

Чтобы понять, что такое моральный выбор, требуется понять, что именно мотивирует человека принять определенное решение. В философии определяющей считается нравственная составляющая личности. Ее можно представить в виде скана его души, в котором отображаются все цели, способы их достижения, приоритеты и смысл жизни данного конкретного индивида. Именно нравственная составляющая дает оценку поступков других людей и своих собственных, в том числе. Она характеризует личность как положительную или отрицательную в призме определенных действий. Стоит понимать, что в случае отдельного человека эта оценка весьма субъективна, но вот в иных ситуациях она может показывать моральное сознание всего социума в целом.

Моральное сознание индивида

Общественное сознание имеет множество форм. Но одной из самых важных является моральная составляющая общественного сознания. Оно представляет собой некий цемент, который закрепляет правила морали и этики в конкретном социуме, определяет оценочные критерии поведения людей. Стоит отметить, что моральное сознание является статичной величиной, и включает в себя принципы и совокупность этических норм, принятых в социуме.

Объекты морального выбора

Не стоит рассматривать проблему выбора, не отметив объектов данного процесса. Их можно представить в следующем виде:

  • индивид;
  • отдельная группа людей;
  • социальная структура;
  • многочисленная прослойка общества или класс.

В любом случае индивид должен принять решение в пользу кого-то. Это может быть выбор между субъектом и группой либо решение, которое вообще не затрагивает интересы субъекта, и касается группы других людей.

Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.

Ситуация морального выбора не предполагает безграничного количества вариантов решений, они не могут выходить за пределы понимания добра и зла. Это является непременным условием сложившейся ситуации, в противном случае выбор не может быть отнесен к моральному.

Свобода морального выбора

Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки.

Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию.

Условия морального выбора

Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:

1. Диапазон возможностей.

Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.

2. Социальные условия.

Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.

3. Понимание необходимости выбора

Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто.

При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.

Моральный конфликт

Существуют ситуации, когда моральный выбор вытекает из определенных обстоятельств, не приводящих к однозначной победе добра над злом. Данную проблему называют моральным конфликтом. Индивид попадает в него, когда в предложенных обстоятельствах принятое решение станет злом в другой шкале морально-этических норм и ценностей. В такой ситуации личность не может решиться на тот или иной вариант.

Выбор при моральном конфликте может быть обусловлен только сугубо личными моральными ценностями индивида. В этой ситуации на второй план отходят нормы, принятые в социуме, и личность остается один на один со своими принципами. Довольно часто при такой проблеме можно говорить о зрелости личности в целом, полученный жизненный опыт и совокупность закрепленных норм станут тем, что послужит мотивацией для принятия решения.


№ 4 5 класс « Золотое правило морали»
Правила поведения, созданные человечеством и основанные на понимании добра и зла:
Нормы морали;+
Правила вежливости;
Нормы права;
Религиозные нормы
№2. “Золотое правило морали” провозглашает принцип:
разумного эгоизма
живи сам - давай жить другим
поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой+
поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой
3. Что является высшей моральной ценностью?
а) любовь к ближнему, человеку, +б) философские законы, в) религиозные заповеди, г) знания, накопленные человечеством.
4. Кто не контролирует наш моральный выбор?
1) общественное мнение;
2) государственные законы;+
3) совесть;
4) мнение окружающих;
5. Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?
1. Философы считают, что она бывает доброй и злой. 2. Забота человека не только о себе, но и о других людях.
а) верно 1, б) верно 2,+ в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
6. Для выполнения морального долга человеку нужно:
А. Действовать осознанно, добровольно.
Б. Иметь мужество преодолеть себя..1) верно только А;
2) верно только Б3) верны оба суждения;+
4) оба суждения неверны;
7 Какое из понятий не соответствует понятию добро?
1) гуманизм;
2) нравственность;
3) ревность;+
4) любовь;
4) суждения неверны;
8. По мнению К.Маркса судить о мужчине как о человеке можно по его отношению:
1) к женщине;+
2) профессиональным обязанностям;
3) друзьям детства
4) все вышеперечисленное;
9. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?
1) знание моральных ценностей;+
2) стремление получить профессию;
3) заключение брака;
4) участие в управлении государством;
10 Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе?
А. Помогает нам оценивать окружающую действительность и самого себя.
Б. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;+
4) оба суждения неверны;
11. Любовь способна возвысить мораль там, где:
а) нет места ревности+, б) есть гармония совпадения и гармония контраста, в) она основана на благодарности, г) высокий уровень образования.
12 Совесть - это:
способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью
ценности и идеалы, усвоенные индивидом
“Внутренний голос”, подсказывающий человеку решение проблем+
совокупность общечеловеческих ценностей
13.Верны ли следующие суждения?
А. Нормы морали могут меняться в зависимости отМеста и эпохи.
Б.Общечеловеческие духовные ценности-это
Моральные правила,общие длявсех людей.
1)верно только А2)верно только Б3)Верны оба суждения+
4)оба суждения неверны
14 верны ли следующие суждения?
А. Принцип«не убей» носит название «золотое правила морали»
Б. высшая моральная ценность –любовь к ближнему.
1)верно только А2)верно только Б+
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
15.верны ли следующие суждения?
А. Мораль регулирует общественную жизнь через общественное мнение и совесть человека
Б. мораль регулирует жизнь общества с помощью особых учреждений.
1)верно только А+
2)верно только Б3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
16 Совесть- это
1. система обязательных правил поведения, установленных государством.
2.личное глубокое осознание человеком своей ответственности, долга
3.проявление глубокого уважения к человеку и его достоинству+
4.принципы и нормы, регулирующие поведение людей
17.К сфере морали относится принцип
1.Остановись, мгновенье, ты прекрасно.
2. Спешите делать добро.+
3.Семь раз отмерь, один отрежь.
4. учиться, учиться и учиться.
18.Какой способ воздействия морали на жизнь общества выражается крылатой фразой из комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» « Злые языки страшнее пистолета»?
Задача ответить «да» или «нет» 19. Понятие «Личность» выражает то, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного (Да) 20. Для формирования личности достаточно семейного окружения 21. По древней легенде Зевс сказал: «К стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей…» (Да) 22. Мораль – это результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей (Да) 23 Быть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них (Да) 24. Задача морали – регулировать нашу жизнь – это значит предвидеть общественные последствие своих поступков и уметь отвечать за них (Да)
25 Стыд и правда должны: 1. Объединять людей, направлять на путь добра.
2. Относится к общечеловеческим ценностям.
а) верно 1+, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
26. Мораль регулирует деятельность людей через: 1. Различные организации.
2. Нормативные документы и официальных лиц.
а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.+
27. Какое из понятий не соответствует понятию зло?
а) аморальность, б) деградация личности, в) безнравственность, г) флегматизм.+
28. Что является моральной основой брака? 1. Семейный долг. 2. Принцип «стерпится – слюбится».
а) верно 1,+ б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.