Шрила саччидананда бхактивинод тхакур хранитель преданности шри чаитаниа махапрабху жизнь и учение. Шри муртер-ангхри-севане или шраддха-пурвака-мурти — служение стопам Шри Мурти с великой любовью История Гопала Чапала: оскорбление Шриваса Тхакура

Выпуск 21

Привет!
Простите за задержку с выходом очередного номера. Просто отдыхал... :)

Сегодня мы затронем вопрос о Шри Мурти.
Вот определение Мурти из нашего .
Шри Мурти – Господь, милостиво явивший Свой образ в камне, дереве, металле, живописи или в уме. Этот образ полностью духовен, но Его способен видеть любой - в этом и заключается Милость Шри Мурти.

Короче говоря, это то, чему Вайшнавы поклоняются в Храмах, и для которых эти Храмы строятся. Шри Мурти обычно находится на Алтаре Храма и вокруг него и проходит вся храмовая жизнь. Для Шри Мурти готовят различные подношения в виде пищи, драгоценностей, благовоний, цветов и пр. Для Шри Мурти в Храме живут музыканты и повара. Для Шри Мурти в Храме существуют так называемые пуджари, это люди, которые непосредственно занимаются исключительно служением Шри Мурти. Все в Храме посвящено служению Шри Мурти.

Шри Мурти отличается от самодельных идолов тем, что его нельзя заказать в магазине, купить, своровать, а потом начать поклоняться ему. Это не статуя и не картина и не кусок камня. Все это - лишь форма, в которой может находиться Шри Мурти при одном непременном условии. Если этого условия нет - то это действительно идол, и поклонение ему мало чем отличается поклонению бутылке кока-колы. :)

Каково же это условие?
Условие заключается в том, что Господь вместе со всеми своими непостижимыми и бесконечными энергиями может войти в Шри Мурти и находиться там. Если там находится Господь, тогда это - Шри Мурти. Если Господа там нет - тогда это просто кусок железа (дерева/камня/холста/стекла/и пр.). Как же узнать о такой ключевой вещи как, присутствует ли в обычной статуе(любой другой форме) Господь или нет. Критерием являются Святые Личности (Садху, Гуру), бесспорно признаваемые таковыми многими независимыми друг от друга признанными Святыми. Кроме того, эти Личности (Садху, Гуру) должны полностью удовлетворять всем критериям истинности, которые предъявляют к Вайшнавским Святым Священные Писания. Иначе говоря, если кто-то знает признанного Святого Вайшнава, но его не признают многие другие Святые Вайшнавы и он не удовлетворяет хотя бы одному критерию Святости, данному в Священных Писаниях Вайшнавов, то это не Садху/Гуру и он сам не способен отличить статую от Шри Мурти.

Если я Вас запутал, попробую привести аналогию. Допустим, есть некое человеческое тело, которое не проявляет признаков жизни (нет движения, дыхания и пульса), но наблюдается явная активность мозга. Что это, живой человек, или труп? Внешне один не отличается от другого. Как узнать? Чтобы это узнать нужно пригласить специалиста. Причем специалист может быть авторитетом в собственной деревне, но не быть признанным среди других врачей того же профиля, которые знают его, но не признают. А значит, его авторитетность весьма сомнительна. Особенно, если он не обладает качествами, которыми должен обладать соответствующему профессиональному реестру врачей. Такой врач не годится в серьезных вопросах. Чтобы быть уверенным в правильности диагноза, нужно привлечь к диагнозу всемирно признанного врача, который отвечает всем "критериям качества" в данной области.

Ф-фух... вроде бы объяснил... :)

Так вот... если общепризнанный Садху или Гуру, короче, Святая Личность поклоняется чему-то, значит - это Шри Мурти. Если же он НЕ поклоняется чему-то, значит там нет Шри Мурти и никакие мантры не помогут превратить статую в Шри Мурти.

Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод. Если Вы решите, что готовы/хотите поклоняться Шри Мурти - это еще не все. Даже если Вы построите огромный Храм и купите туда золотые статуи Кришны, это еще тоже не Мурти. Вы прочитаете сотни умных книг и научитесь классно петь мантры - это совсем не то. Все это приобретет смысл только тогда, если Садху или Гуру освятят его (храм, статую, др.)
А что значит "освятят"? Вопреки распространенной ошибке, нельзя освятить что либо просто с умным видом повторив соответствующие мантры/молитвы и попрыскав вокруг водою/маслом/йодом/серной кислотой. :) Главный процесс освящения происходит в сердце Святого, а не на языке/руках/мозгах/кармане.

А что же там (в сердце Святого) происходит? Какова суть освящения статуи/храма/др.? В какой момент статуя из простого камня превращается в Шри Мурти - полностью одухотворенное Тело Бога? Сейчас попробую ответить...

Святой (Садху, Гуру) - это тот, кто очень дорог Богу. Бог исполняет все желания Святой Личности, ибо такая Святая Личность лишена эгоизма и личного интереса и руководствуется интересами Бога (по определения Священных Писаний это является необходимым атрибутом Святой Личности). Господь исполняет любое желание такой Личности. И если такая Личность просит Его(Господа) войди в какую либо форму (статую, камень, картину, храм), то Господь немедленно исполняет Его желание и входит в эту форму. С этого момента (просьба Святой Личности) это "нечто" превращается в Шри Мурти. И с этого момента статуя из простой железяки/деревяшки/лоскутка превращается в абсолютно духовное тело Господа.

Они говорят: «Почитание Шри Мурти - это идолопоклонство. Шри Мурти - идол, созданный художником, а изобретенный не кем иным, как самим Вельзевулом. Поклонение подобному объекту пробудило бы ревность Господа и ограничило Его всемогущество, всеведение, вездесущность!» Мы можем ответить им: «Братья! Подойдите беспристрастно к изучению этого вопроса и не позволяйте себе увлекаться сектантскими догмами. Бог не ревнив, ведь Он един, Ему нет равных. Вельзевул или сатана - не более чем порождение воображения или аллегория. Аллегорическое или воображаемое существо не должно быть препятствием на пути . Те, кто считает Бога лишенным индивидуальности, просто отождествляют Его с некой силой или свойством природы, хотя в действительности Он выше природы, ее законов и правил. Его святая воля - закон, и святотатство - ограничивать Его бесконечное превосходство, отождествляя Его с такими качествами как всемогущество, вездесущность и всеведение - качествами, которыми могут обладать сотворенные объекты, такие как время, пространство и другие. Совершенство Господа состоит в том, что в Нем пребывают противоположные энергии и качества, управляемые Его сверхъестественным “Я”. Он тождественен Своей великолепной Личности, обладающей такими способностями, как вездесущность, всеведение и всемогущество, подобных которым не найти более нигде. Его святая и совершенная Личность вечно пребывает в духовном мире и в то же время во всей Своей полноте пребывает в каждом сотворенном объекте и месте.

Эта идея превосходит все прочие идеи Бога. также отвергает идолопоклонство, однако считает поклонение Шри Мурти единственным безупречным средством духовного развития .

Было показано, что Бог личностен и великолепен во всех проявлениях. Мудрецы, такие как и прочие, видели эту Красоту своим духовным зрением и оставили нам Ее описания. Конечно, на словах лежит печать грубой материи. Но все же эти описания позволяют почувствовать истину. Согласно им, человек создает Шри Мурти и с глубочайшим наслаждением созерцает в нем великого Господа наших сердец. Братья, что в этом ложного или греховного? Те, кто утверждает, что у Бога нет ни материальной, ни духовной формы, и в то же время воображает себе ложный образ для поклонения, - несомненно, идолопоклонники. Те же, кто созерцает духовный образ очами своей души, насколько возможно доводит это впечатление до своего ума, а затем создает символ, удовлетворяющий плотское зрение для непрерывного изучения высшего чувства, вовсе не идолопоклонники. Глядя на Шри Мурти, не смотрите на само изображение, но созерцайте духовный образ этого изображения, - тогда вы будете безупречным теистом. Идолопоклонство и почитание Шри Мурти - две разные вещи! Братья мои, по опрометчивости вы просто путаете одно с другим. По правде говоря, поклонение Шри Мурти - единственное истинное почитание Бога, без которого вам не удастся сполна развить свои духовные чувства.

Мир будет привлекать вас через ваши чувства до тех пор, пока вы не узрите Бога в объектах ваших чувств. Вы находитесь в весьма затруднительном положении, едва ли способствующем вашему духовному возвышению. Установите Шри Мурти в своем доме. Считайте Господа Всемогущего хранителем вашего дома. Пища, которую вы вкушаете, - Его . Цветы и благовония - это также Его прасад . Глаза, уши, нос, прикосновение и язык - пусть все будет проникнуто духовной культурой. Действуйте подобным образом с благочестивым сердцем, Господь узнает об этом и будет судить вас в соответствии с вашей искренностью. Сатана и Вельзевул не смогут помешать вам в этом деле! Все виды поклонения основываются на принципе Шри Мурти. Обратитесь к истории религии, и вы придете к этой благородной истине.

Семитская идея Бога-патриарха - как в дохристианский период иудаизма, так и в последующий период христианства и мусульманства, - есть не что иное как ограниченная идея Шри Мурти. Идея Бога-монарха, такого как Юпитер у греков и у арийских , также есть отдаленное вúдение того же принципа. Идея силы и джьотирмайя-брахмана тех, кто практикует медитацию, и бесформенной энергии шактов также являются весьма неясным представлением о Шри Мурти. В действительности, принцип Шри Мурти есть сама истина, по-разному проявляющаяся в сознании разных людей соответственно различным уровням их мышления. Даже Джаймини и Конт, не готовые допустить существование творящего Бога, указывали на определенные уровни Шри Мурти просто потому, что к этому побудило их некое внутреннее движение души! Мы встречаем людей, принявших Крест, , и другие подобные символы, указывающие на внутреннюю идею Шри Мурти.

Кроме того, если божественные сострадание, любовь и справедливость могут быть изображены кистью или выражены с помощью резца, почему же личная красота Бога, включающая в себя все прочие качества, во благо человека не может быть описана в стихах, изображена на картине или выражена при помощи резца? Если слова способны выражать мысли, часы - показывать время, а символ - поведать нам историю, то почему же картина или статуя не могут породить высших мыслей и чувств, связанных с трансцендентной красотой божественной Личности?

Почитатели Шри Мурти разделяются на два типа: сторонников идеального и физического поклонения [идеалистов и формалистов]. Сторонники физической школы обладают правом, согласно обстоятельствам жизни и состоянию ума, создавать храмовые учреждения. Те же, кто благодаря обстоятельствам и положению обладает правом почитать Шри Мурти в уме, сохраняя должное уважение к храмовым учреждениям, обычно склонны поклоняться посредством и , а церковь их универсальна и независима от касты и цвета кожи верующих. предпочитает этот, второй, тип и устанавливает метод поклонения в Своей “Шикшаштаке”, напечатанной как приложение к этой книге. «Поклоняйтесь же непрерывно, с чувством смирения, и очень скоро вы будете благословлены ».


Согласно учению , как его излагает , Бог - это абсолютная независимая Личность, обладающая , обликом, чувствами, сознанием и всеми прочими атрибутами живого существа. Такое представление о Боге позволяет понять идею Мурти, или образа Бога. Хотя Мурти создается из материальных элементов, оно не материально и является вечным обликом Бога. Мурти создается не по собственной прихоти и не в силу игры воображения человека, а представляет собой воплощение духовного откровения, в котором Бог являет Себя в чистом сердце святой души. Эти откровения впоследствии становятся указаниями, согласно которым изготавливают Божество, или Мурти. Иные Мурти считаются самопроявленными, то есть появившимися без участия человека. Существует особая традиция поклонения Мурти - один из видов бескорыстного преданного служения Богу. Следует правильно понимать идею, стоящую за таким поклонением. Шрила Бхактивинод отвергает точку зрения рационалистов, которые считают поклонение Мурти одной из разновидностей идолопоклонничества, часто встречающегося в традиционных культурах разных народов. Рационалисты не понимают природы Мурти и ошибочно полагают, что Мурти выражает безличную высшую истину в чувственных образах, понятных для простых людей, не способных к философским размышлениям. Такие рационалисты утверждают, что Бог - это великое ничто (или, наоборот, великое все), что Он растворен в природе, пространстве, истории и т. п. Хотя рационалисты высокомерно высмеивают чувства простых верующих, сами они исповедуют философию, не говорящую о большой дальновидности. Абсолютный Бог, как всеохватывающее начало сущего, не может быть сведен к безличной силе: ведь тогда Он был бы умален в сравнении с человеком, у которого есть индивидуальность, имя, чувства и отношения с близкими. Источник человека, Источник личности сам не может быть безличным, лишенным индивидуальности. Ошибочно думать, что безграничный Бог не обладает способностью явиться в образе Божества, или Мурти. Могущество Бога также безгранично, и никакие законы природы, никакие принципы логических рассуждений не могут ограничить этого могущества. Логический закон противоречия применим только к конечным и относительным предметам, но к Абсолютному и Безграничному его применять ошибочно, поскольку и сама логика является лишь одним из бесконечного числа принципов, источником которых является Всевышний. Рационалисты, по существу, не могут выйти за пределы собственной головы, так как их представления о реальности плоски, формальны и умозрительны. Бог как независимая, всепроникающая Личность, способен явиться перед преданной Ему в любом облике и тогда, когда Он этого захочет. Никто не в силах ограничить Его или противостоять Его желанию явить Себя. По этой причине те, кто служит Шри Мурти, не поклоняются рукотворным идолам. Напротив, они поклоняются вечному, исполненному сознания, всеблагому облику Личности Бога, чье могущество беспредельно и непостижимо для интеллекта конечного, относительного существа, каким является всякий обычный человек (прим. Динашраи Даса ).

ФИЛОСОФИЯ И ПРАКТИКА ПОКЛОНЕНИЯ БОЖЕСТВАМ

Мы можем ощутить присутствие Господа ровно настолько, насколько продвинулись в преданном служении Господу и очистили свою жизнь от греха. Однако даже тем, кто еще не избавился от всех грехов, Господь милостиво позволяет увидеть Себя в форме арча-мурти, установленной в храме. Господь всемогущ и может принимать наше служение, входя в арча-мурти - Божество в храме.
(Шримад Бхагаватам, 3.1.17, комм.)

Ачьютатма дас:

Из 64 способов преданного служения Шрила Рупа Госвами особенно выделяет 5 наиболее могущественных, которые способны пробудить любовь к Кришне:

бхагавата-шраван, мадхура-васа, садху-санга,
шри-мурти шраддхая севан, нама-санкиртана

Не хочу говорить банальные фразы о том, как важно для преданных нашей йатры поклоняться Нитай-Шачинандане, и что Божества должны быть в центре жизни общины. Об этом сказано во всех вайшнавских писаниях.

Шри-мурти шраддхая севан - с верой поклоняться Божеству. Слово шраддхая подчеркивает, что мы должны поклоняться мурти Господа с глубокой верой. Шраддхая - отдавая Ему свое сердце!

Приходя на программу, мы можем что-то принести в подарок Божествам, сознательно петь и танцевать для Их удовлетворения, а не просто давать выход своей энергии. Господь Чайтанйа и Господь Нитйананда снизошли на эту Землю для того, чтобы даровать всем любовь к Радхе и Кришне, и те, кто пытается исполнить Их желание, распространяя книги Шрилы Прабхупады, воспевая Святые Имена на улицах города, раздавая прасад - удостаиваются Их милости. Нитай Шачинандана проявляются там, где преданные распространяют Их славу!

Шри Шри Нитай-Шачинандана ки - джайа!

Каждый, кто занят поклонением Божеству, или форме Господа в храме, считается изучающим Веды двадцать четыре часа в сутки. Просто украшая Божества Господа, Радху и Кришну в храме, человек очень легко постигает наставления Вед.
(Шримад Бхагаватам, 4.7.46, комм.)

Джива-раджа дас:

Существуют три пути. Путь бхагавата-видхи, где Божество - святое имя; панчаратрика-видхи, где Божество - арча-виграха (сделанное из материальных элементов); и ещё даётся ведический путь, где Божество - жертвенный огонь. Для тех, кто ещё не видит Бога в святом имени, очень важно видеть Его в виде Божества. Невозможно переоценить важность поклонения Божеству для преданного, будь то начинающий или продвинутый. Мы видим из истории, что даже такие возвышенные личности как Госвами Вриндавана имели своих возлюбленных Божеств, потому что для этих вайшнавов Божество - это не просто статуя или «аппарат» для освящения пищи, благовоний и цветов. Они видели в них непосредственно самого Господа и служили Ему.

Почти все воплощения Господа, совершив Свою миссию, исчезали с поля зрения людей, однако Господь в Своём воплощении Божества, арча-виграхи, очень милостив. Он остаётся с нами столько, сколько нужно. Мы можем каждый день видеть Бога, петь для Него, вкушать остатки с Его стола, касаться Его трансцендентного тела и т.д. Почему Он приходит в таком образе? Потому что, пока наши чувства осквернены, мы не можем видеть Господа в святом имени, поэтому Он предстаёт перед нами в облике Божества, сделанного из материальных элементов, чтобы принимать наше служение.

В действительности, вся наша жизнь должна строиться вокруг Божества. Мы живём по системе панчаратрики. Ранний подъём, омовение, нанесение тилак, повторение Гайатри, ношение чистой одежды и т.д. - всё это необходимо, чтобы очистить наши чувства. Если бы мы находились на освобождённом уровне, то в этом не было бы необходимости, потому что на этом уровне не принимается в расчёт материальное тело. Но если на нас влияют объекты чувств, и мы склонны слушать, видеть и обонять вещи, не связанные с Кришной, для собственного наслаждения, то это значит, что наши чувства осквернены. Для этого и существует поклонение Божествам, панчаратрика-видхи. Благодаря этому процессу мы можем занять все наши чувства и, более того, всю нашу деятельность. Поклонение Божествам гораздо шире, чем просто проведение арати или омовение Божества. Сбор средств для поклонения, подготовка предметов для поклонения, поклоны, организация поклонения, проповедь и т.д. - это лишь немногое из того, что можно причислить к поклонению Божествам. Основные методы поклонения Божеству замечательно изложены Рупой Госвами в книге «Бхакти-расамрита-синдху» (в сокращённом переводе Шрилы Прабхупады «Нектар преданности»). Есть очень много книг на тему поклонения Божествам, и изучать их можно всю жизнь. К сожалению, большинство из них - не на русском языке, и даже не на английском, а на санскрите. Тем не менее, для нашего успешного поклонения Божествам достаточно информации есть и на русском языке.

Когда мы идём в магазин покупать картошку - это тоже поклонение Божеству. Ведь это же будет картошка для Господа! Подобная медитация должна пронизывать всю деятельность преданного. Тогда жизнь приобретает смысл и, приходя домой к такому преданному, вы, на самом деле, попадаете не просто в квартиру, а в самый настоящий храм, где главная личность - это Божество. Таким образом, чувства преданного, ежедневно созерцающего Божество, вдыхающего предложенные Ему цветы, благовония, вкушающего остатки Его пищи, касающегося Его трансцендентного тела, очищаются, и Он становится очень счастлив оттого, что может служить самой возлюбленной личности, своему истинному другу, Верховному Господу. Такой преданный получает освобождение уже при жизни - он уже живёт с Кришной.

Самое важное в поклонении Божеству - это помнить, что Он - личность, причём Божественная. Все оскорбления возникают от пренебрежения Им как личности. Поэтому в присутствии Божества нужно всегда быть очень осторожным.

Результаты поклонения для каждого искреннего преданного будут просто потрясающими. Обычно скромные Вайшнавы не говорят о своих отношениях с Господом, но они точно есть у каждого. Я вижу, что у некоторых преданных гораздо больше преданности Шри Шри Нитай-Шачинандане, чем у меня. Это также является доказательством того, что поклонение Божествам осуществляется не только пуджари. Я склоняюсь к стопам преданных, которые обладают верой в Божества и искренне пытаются служить Их лотосным стопам.

Бхакти-Видйапурна Свами говорил, что после распространения книг, поклонение Божествам стоит на втором месте по важности. Мы распространяем книги, чтобы привлечь людей в наше общество Вайшнавов, в центре которого стоит Господь в образе Шри Шри Нитай-Шачинанданы. Служение пуджари также считается проповедью, потому что люди смотрят на Божества, когда приходят в храм и наслаждаются видом алтаря с прекрасными Божествами. Алтарь должен быть пиром для глаз. Это окно в духовный мир.

Лично для меня поклонение Божествам значит очень многое. Всего и не перечислишь. Я просто не представляю, как без этого жить. Я молюсь у всех преданных, кто будет это читать, благословить меня служить до конца жизни Шри Шри Нитай-Шачинандане.

Манджари прийа даси:

В комментарии к 17 стиху 12 главы 4 Песни «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада пишет, что «aрчa-вигрaхa, хотя и является физической формой Господa, неотличнa от Его изнaчaльной духовной формы». Также там говорится, что «поклонение aрчa-вигрaхе нельзя считать идолопоклонством» и что Божество, «арчa-вигрaхa, является воплощением Господa в форме, доступной восприятию предaнных»!

Божество есть самая милостивая инкарнация Господа! Почему? Благодаря своей доступности; она доступна даже самым обычным людям.

Наши замечательные Божества Шри Шри Нитай-Шачинандана пришли к нам в санкт-петербургскую йатру в самое сложное время, когда мы остались без храма. Джайпатака Махарадж дал Им прекрасные имена и благословил нас поклоняться Им.

Шри Шри Нитай-Шачинандана начали «поднимать» нашу ятру, терпя даже то, что у Них нет СВОЕГО ДОМА (Храма) !

Они очень удивительные, очень милостивые - принимают наше служение в любых обстоятельствах и учат нас служить в любых обстоятельствах! Вот уже 10 лет Они поддерживают нас и все устраивают благоприятным для нас образом! Я Их вижу очень Величественными и Царственными! Шри Шри Нитай-Шачинандана приносят счастье преданным! Они Великодушные, Сострадательные, очень Милостивые и отвечают на все мои молитвы. Шри Шри Нитай-Шачинандана Ки – Джайа!

Божеству следует очень хорошо поклоняться, одевать, кормить и т.д. Выполняя это, вы всегда будете умиротворёнными и жизнерадостными.
(Письмо Шрилы Прабхупады от 8.07.76)

Ямуна даси:

По милости духовного учителя и Господа Кришны я уже несколько лет стараюсь служить Шри Шри Нитай Шачинандане, и это служение - один из основных столпов, поддерживающих мою духовную жизнь.

Мой Гуру Махарадж Шрила Бхакти Чайтанйа Свами говорит, что мы не случайно привлекаемся сознанием Кришны в определенной йатре, где есть определенные Божества. Он объяснял, что это именно по Их желанию мы приходим к преданным. И я очень сильно ощущаю, что Господь пришел за мной именно в этой форме. Со временем Божества научили меня видеть это.

Больше всего меня вдохновляют Нитай-Шачинандана тем, как Они заботятся о Своих преданных. Они очень сильно любят нас, каждого из нас. И удивительно то, что Они знают, что творится глубоко в наших сердцах и отвечают каждому соответственно - невероятно личностный подход. Это очень вдохновляет. Ни одна молитва, ни одна просьба не остается незамеченной. А иногда, когда бывают духовно сложные моменты, Они буквально вторгаются в мою жизнь и притягивают к Себе, уничтожая все глупые измышления моего ума. Я бы не справилась без Них со своим умом и чувствами. Я вижу, что Божества принимают мое служение, не потому что Они нуждаются в нем, а потому что это нужно мне. Они позволят мне служит Себе и наблюдают за моим служением, как родители наблюдают за маленьким ребенком, который возится в песочнице. Таким образом Они занимают все мои чувства. Они воспитывают меня (вместе с моим духовным учителем), учат служить, общаться с преданными, корректируют мое умонастроение и понимание.

Шрила Прабхупада говорил, что Божества любой йатры - главные Божества всех преданных этой йатры. Шри Шри Нитай-Шачинандана - главные Божества Санкт-Петербурга, а наши домашние Божества - это Их экспансия, даже если это форма Джаганаттхи, Радхи-Кришны, Кришны-Баларамы, изображение Панча Таттвы…

Поэтому мы Их видим не только на воскресной программе, мы все время Их видим, а Они видят нас. Служение Шри Шри Нитай-Шачинандане далеко не ограничивается деятельностью пуджарского департамента. Все, что мы делаем, - служение Божествам нашей йатры. И если мы хотим развить с Ними отношения, то нужно стремиться узнать, как это можно сделать. Например, любой прасад от Божеств трансцендентен. А нам пока нужно, чтобы что-то постоянно напоминало о Божествах, - например, кантхималы предложенные Божествам, украшения, гирлянды… Можно выполнять любое служение, как подношение Их лотосным стопам. Можно ходить на работу, исполнять свои ежедневные обязанности, пытаясь осознать, что это служение Шри Шри Нитай-Шачинандане. В идеале мы должны придти к осознанию того, что вся наша жизнь - подношение Божествам.

Тот, кто достаточно развит в духовной жизни, может получать прямое вдохновение от храма Божества, и потому преданный Господа всегда принимает прибежище в храме Господа, чтобы милостью Господа продвигаться в духовном знании.
(Шримад Бхагаватам, 3.4.30, комм.)

Шьямананда дас:

Я очень благодарен Шриле Прабхупаде и Гуру Махараджу за то, что они дали мне возможность заниматься этим удивительным служением. Служение Божествам ценно тем, что оно может быть как индивидуальным, так и совместным.

Мы можем выполнять непосредственное служение Господу, и это могут быть наши личные отношения с Божеством. Божества становятся центром нашей жизни, не побоюсь этого слова - членами нашей семьи. Вся деятельность происходит вокруг Них. Когда я был пуджари в уже не существующем храме на Бумажной, я написал письмо своему духовному учителю Бхакти Бринга Говинда Свами и спросил его, как я могу развивать молитвенное общение с Божествами. И он мне ответил: «Я делаю это по отношению к Кришне и Балараме во Вриндаване: когда бы я не входил в алтарную комнату (алтарь), я кладу мою голову на их стопы и молюсь, чтобы они дали мне Свою милость. Делай также».

Я тут же вспоминаю истории из «Чаитанйа Чаритамриты», когда спутники Господа Гауранги пытались получить пыль со стоп или обнять стопы Гаурахари. Мы так же можем это делать, если не физически, то в своем сердце, ведь цель служения Божествам - всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его.

Совместное служение Вайшнавов Божествам не менее удивительно. Через это совместное служение приходят духовная дружба и опыт. Опыт духовного сотрудничества без корысти в служении Божествам. Каждый совершает свое служение: кто-то танцует или поет в киртане, кто-то книги распространяет или украшает Божества, кто-то собирает алтарь или букеты, кто-то моет пол или приносит фрукты и цветы. Все служения важны, так как зависят друг от друга. Подобно тому, как музыканты в киртане смогут красиво сыграть только тогда, когда будут сотрудничать, а не играть «кто во что горазд».

Вот уже 10 лет, как Шри Шри Нитай-Шачинандана дают нам Свою милость. За это время было немало трудностей и испытаний; было даже время, когда не хватало украшений для алтаря, параферналий, посуды для Божеств.

Сейчас у Шри Шри Нитай Шачинанданы более 50 комплектов одежд и множество параферналий. Изобилие разных благовоний и масел. Дело осталось за малым - пора строить Божествам храм!

Йатра за десятилетие поменяла множество центров и ашрамов, но преданные продолжают самоотверженно служить Божествам в любых условиях и это вдохновляет.

Спасибо Вайшнавам за ту помощь в служении, которую они оказывают. Только в совместном служении мы можем добиться положительного результата в нашем индивидуальном поклонении Господу.

« ». Шрила Бхактивинод Тхакур. Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху»

Russian

Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур

Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху

Его наставления

Поклонение Шри Мурти и идолопоклонство

Из всех этих процессов наилучшим является киртан , или воспевание Имени Кришны. Чтобы совершать такое служение, необходимо принять знание со смирением, в то время как бесплодных дискуссий следует избегать.

Некоторые люди не одобряют идеи поклонения Шри Мурти. Они говорят: «Почитание Шри Мурти - это идолопоклонство. Шри Мурти - идол, созданный художником, а изобретенный не кем иным, как самим Вельзевулом. Поклонение подобному объекту пробудило бы ревность Господа и ограничило Его всемогущество, всеведение, вездесущность!» Мы можем ответить им: «Братья! Подойдите беспристрастно к изучению этого вопроса и не позволяйте себе увлекаться сектантскими догмами. Бог не ревнив, ведь Он един, Ему нет равных. Вельзевул или сатана - не более чем порождение воображения или аллегория. Аллегорическое или воображаемое существо не должно быть препятствием на пути бхакти . Те, кто считает Бога лишенным индивидуальности, просто отождествляют Его с некой силой или свойством природы, хотя в действительности Он выше природы, ее законов и правил. Его святая воля - закон, и святотатство - ограничивать Его бесконечное превосходство, отождествляя Его с такими качествами как всемогущество, вездесущность и всеведение - качествами, которыми могут обладать сотворенные объекты, такие как время, пространство и другие. Совершенство Господа состоит в том, что в Нем пребывают противоположные энергии и качества, управляемые Его сверхъестественным “Я”. Он тождественен Своей великолепной Личности, обладающей такими способностями, как вездесущность, всеведение и всемогущество, подобных которым не найти более нигде. Его святая и совершенная Личность вечно пребывает в духовном мире и в то же время во всей Своей полноте пребывает в каждом сотворенном объекте и месте.

Эта идея превосходит все прочие идеи Бога. Махапрабху также отвергает идолопоклонство, однако считает поклонение Шри Мурти единственным безупречным средством духовного развития .

прасад прасад

карма-канди , также есть отдаленное в ú джьотирмайя-брахмана шактов шалаграм-шилу , лингам

Показывать время, а символ

шраваны и киртаны премой ».

English

His Precepts

Of all these forms, kirtan bhakti

prasadam prasadam

karma-kandis jyotirmaya brahman shaktas shalagram-shila , the lingam

shravana and kirtana Shikshashtakam prema .

Было показано, что Бог личностен и великолепен во всех проявлениях. Мудрецы, такие как Вьяса и прочие, видели эту Красоту своим духовным зрением и оставили нам Ее описания. Конечно, на словах лежит печать грубой материи. Но все же эти описания позволяют почувствовать истину. Согласно им, человек создает Шри Мурти и с глубочайшим наслаждением созерцает в нем великого Господа наших сердец. Братья, что в этом ложного или греховного? Те, кто утверждает, что у Бога нет ни материальной, ни духовной формы, и в то же время воображает себе ложный образ для поклонения, - несомненно, идолопоклонники. Те же, кто созерцает духовный образ Божества очами своей души, насколько возможно доводит это впечатление до своего ума, а затем создает символ, удовлетворяющий плотское зрение для непрерывного изучения высшего чувства, вовсе не идолопоклонники. Глядя на Шри Мурти, не смотрите на само изображение, но созерцайте духовный образ этого изображения, - тогда вы будете безупречным теистом. Идолопоклонство и почитание Шри Мурти - две разные вещи! Братья мои, по опрометчивости вы просто путаете одно с другим. По правде говоря, поклонение Шри Мурти - единственное истинное почитание Бога, без которого вам не удастся сполна развить свои духовные чувства.

Мир будет привлекать вас через ваши чувства до тех пор, пока вы не узрите Бога в объектах ваших чувств. Вы находитесь в весьма затруднительном положении, едва ли способствующем вашему духовному возвышению. Установите Шри Мурти в своем доме. Считайте Господа Всемогущего хранителем вашего дома. Пища, которую вы вкушаете, - Его прасад . Цветы и благовония - это также Его прасад . Глаза, уши, нос, прикосновение и язык - пусть все будет проникнуто духовной культурой. Действуйте подобным образом с благочестивым сердцем, Господь узнает об этом и будет судить вас в соответствии с вашей искренностью. Сатана и Вельзевул не смогут помешать вам в этом деле! Все виды поклонения основываются на принципе Шри Мурти. Обратитесь к истории религии и вы придете к этой благородной истине.

Семитская идея Бога-патриарха - как в дохристианский период иудаизма, так и в последующий период христианства и мусульманства, - есть не что иное как ограниченная идея Шри Мурти. Идея Бога-монарха, такого как Юпитер у греков и Индра у арийских карма-канди , также есть отдаленное в ú дение того же принципа. Идея силы и джьотирмайя-брахмана тех, кто практикует медитацию, и бесформенной энергии шактов также являются весьма неясным представлением о Шри Мурти. В действительности, принцип Шри Мурти есть сама истина, по-разному проявляющаяся в сознании разных людей соответственно различным уровням их мышления. Даже Джаймини и Конт, не готовые допустить существование творящего Бога, указывали на определенные уровни Шри Мурти просто потому, что к этому побудило их некое внутреннее движение души! Мы встречаем людей, принявших Крест, шалаграм-шилу , лингам и другие подобные символы, указывающие на внутреннюю идею Шри Мурти.

Кроме того, если божественные сострадание, любовь и справедливость могут быть изображены кистью или выражены с помощью резца, почему же личная красота Бога, включающая в себя все прочие качества, во благо человека не может быть описана в стихах, изображена на картине или выражена при помощи резца? Если слова способны выражать мысли, часы - показывать время, а символ - поведать нам историю, то почему же картина или статуя не могут породить высших мыслей и чувств, связанных с трансцендентной красотой божественной Личности?

Почитатели Шри Мурти разделяются на два типа: сторонников идеального и физического поклонения [идеалистов и формалистов]. Сторонники физической школы обладают правом, согласно обстоятельствам жизни и состоянию ума, создавать храмовые учреждения. Те же, кто благодаря обстоятельствам и положению обладает правом почитать Шри Мурти в уме, сохраняя должное уважение к храмовым учреждениям, обычно склонны поклоняться посредством шраваны и киртаны , а церковь их универсальна и независима от касты и цвета кожи верующих. Махапрабху предпочитает этот, второй, тип и устанавливает метод поклонения в Своей “Шикшаштаке”, напечатанной как приложение к этой книге. Поклоняйтесь же непрерывно, с чувством смирения, и очень скоро вы будете благословлены премой ».

English

Srila Sachchidananda Bhaktivinoda Thakura

Life and Precepts of Sri Chaitanya Mahaprabhu

His Precepts

Shri Murti Worship vs. Idolatry

Of all these forms, kirtan or singing the Name etc., of Krishna is the best. Humble knowledge is necessary in these forms of worship and fruitless discussions must be avoided. There are some who start at the theory of worshipping Shri Murti. “Oh!” they say, “it is idolatry to worship Shri Murti. Shri Murti is an idol framed by an artist and introduced by no other than Beelzebub himself. Worshipping such an object-would rouse the jealousy of God and limit His Omnipotence, Omniscience and Omnipresence!” We would tell them, “Brethren! Candidly understand the question and do not allow yourself to be misled by sectarian dogmas. God is not jealous, as He is without a second. Beelzebub or Satan is no other than an object of imagination or the subject of an allegory. An allegorical or imaginary being should not be allowed to act as an obstacle to bhakti . Those who believe God to be impersonal simply identify Him with some power or attribute in nature, though, in fact, He is above nature, her laws and rules. His holy wish is law, and it would be sacrilege to confine His unlimited excellence by identifying Him with such attributes as omnipotence, omnipresence and omniscience- attributes which may exist in created objects such as time, space etc. His excellence consists in having in Him mutually contradicting powers and attributes ruled by His Supernatural Self. He is identical with His All-Beautiful Person, having such powers as Omnipresence, Omniscience and Omnipotence the like of which cannot be found elsewhere. His holy and perfect Person exists eternally in the spiritual world and at the same time existing in every created object and place in all its fullness.

This idea excels all other ideas of the Deity. Mahaprabhu rejects idolatry as well, but considers Shri Murti worship to be the only unexceptionable means of spiritual culture. It has been shown that God is Personal and All-Beautiful, Sages like Vyasa and others have seen that Beauty in their souls’ eyes. They have left us descriptions. Of course, word carries grossness of matter. But truth still is perceivable in those descriptions. According to those descriptions, one delineates a Shri Murti and sees the great God of our heart there with intense pleasure. Brethren! Is that wrong or sinful? Those who say that God has no form either material or spiritual and again imagine a false form for worship are certainly idolatrous. But those who see the spiritual form of the Deity in their souls’ eyes, carry that impression as far as possible to the mind, and then frame an Emblem for the satisfaction of the material eye for continual study of the higher feeling are by no means idolatrous. While seeing a Shri Murti, do not even see the image itself but see the spiritual model of the Image and you are a pure theist. Idolatry and Shri Murti worship are two different things; but my brethren, you simply confound one with the other out of hastiness. To tell the truth, Shri Murti worship is the only true worship of the Deity, without which you cannot sufficiently cultivate your religious feelings.

The world attracts you through your senses as long as you do not see God in the objects of your senses; you live in an awkward position which scarcely helps you in procuring you your spiritual elevation. Place a Shri Murti in your house. Think that God Almighty is the Guardian of the house. The food that you take is His prasadam . The flower and scents are also His prasadam . The eye, the ear, the nose, the touch and the tongue-all have a spiritual culture. You do it with a holy heart and God will know it and Judge you by your sincerity. Satan and Beelzebub will have nothing to do with you in that matter. All sorts of worship are based on the principle of Shri Murti. Look into the history of religion and you will come to this noble truth.

The Semitic idea, of a patriarchal God both in the pre-Christian period of Judaism and post Christian period of Christianity and Mohammedanism, is nothing but a limited idea of Shri Murti. The monarchic idea of a Jove amongst the Greeks and of an Indra amongst the Aryan karma-kandis is also a distant view of the same principle. The idea of a force and jyotirmaya brahman of the meditators and a formless energy of the shaktas is also a very faint view of the Shri Murti. In fact the principle of Shri Murti is the truth itself differently exhibited in different people according to their different phases of thought. Even Jaimini and Comte who are not prepared to accept a creating god have prescribed certain phases of the Shri Murti, simply because they have been impelled by some inward action from the soul! Then again, we meet with people who have adopted the Cross, the shalagram-shila , the lingam and suchlike emblems as indicators of the inward idea of Shri Murti. Furthermore, if the Divine compassion, love and justice could be portrayed by the pencil and expressed by the chisel, why should not the personal beauty of the Deity embracing all other attributes be portrayed in poetry or in picture or expressed by the chisel for the benefit of man? If words could impress thoughts, the watch could indicate time and sign could tell us a history, why should not the picture or figure bring associations of higher thoughts and feeling with regard to the transcendental beauty of the Divine personage?

Shri Murti worshippers are divided into two classes, the ideal and the physical. Those of the physical school are entitled, from their circumstances of life and state of the mind to establish temple institutions. Those who are, by circumstances and position, entitled to worship the Shri Murti in mind have with due deference to the temple institutions, a tendency to worship usually by shravana and kirtana and their church is universal and independent of caste and color. Mahaprabhu prefers this latter class and shows worship in His Shikshashtakam printed as an appendix to this book. Worship then without intermission, with a feeling of resignation. And in a very short time you will be blessed with prema .

Явление мурти Радха-рамана описывает биограф Гопала Бхатты Госвами Нарахари Чакраварти в четырёх стихах своего труда «Бхакти-ратнакара» (4.315-19). История явления Радха-рамана и основания храма тесно связана с одним из Шести Госвами Вриндавана — Гопалой Бхаттой Госвами. В «Чайтанья-чаритамрите» описывается путешествие Чайтаньи по Южной Индии, во время которого он посетил Шрирангам и встретился с отцом Гопала Бхатты Вьенкатта Бхаттой, — одним из священников знаменитого храма Вишну в Шрирангаме («Чайтанья-чаритамрита» 2.9.82-165). Гопала был младшим сыном Вьенкатты Бхатты. Ему было всего семь лет, но он часто присутствовал при беседах своего отца с Чайтаньей , который очень привлёк сердце мальчика. Чайтанья часто давал ему остатки своего прасада, таким образом благословляя его. Будучи удовлетворён искренним служением и преданностью Гопала, Чайтанья посвятил его в ученики и приказал ему после смерти родителей поселится во Вриндаване, совершать там пуджу и писать книги. Когда Гопале Бхатте исполнилось 30 лет и его родители умерли, он, следуя наставлениям Чайтаньи , поселился во Вриндаване.

После ухода Чайтаньи Махапрабху , Гопала Бхатта Госвами почувствовал огромную разлуку с ним. Чайтанья однажды явился ему во сне, и желая успокоить его, сказал: «Если хочешь получить мой даршан, то отправляйся в Непал ».

В Непале Гопала Бхатта нашёл в реке Кали-Гандаки двенадцать Шалаграма-шил. Он взял их с собой, но, возвратившись во Вриндаван, почувствовал себя очень падшим и решил, что не обладает соответствующей квалификацией, чтобы поклоняться им. Проделав долгую и трудную дорогу назад, Гопала Бхатта Госвами хотел поместить Шалаграмы обратно в реку, но они вновь и вновь заскакивали ему обратно в руки, не желая оставаться в воде. Увидев в происходящем знак свыше, Гопала Бхатта принёс Шалаграма-шилы обратно во Вриндаван и начал поклоняться им. До конца своей жизни он носил их на шее, обёрнутыми в ткань.

В 1542 году Гопала Бхатта получил даршан Чайтаньи . Как-то раз, во время фестиваля, посвящённого дню явления Нарасимхи, один богатый купец приехал посмотреть на известного святого вайшнава Гопалу Бхатту Госвами. Поражённый, он пожертвовал ему очень красивую ткань для поклонения и множество драгоценностей, которые Гопала Бхатта предложил своим Шалаграм-шилам. Той же ночью, проведя арати и предложив им пищу, Гопала Бхатта уложил Шалаграмы в корзину для отдыха, накрыв их подаренной купцом тканью, и пошёл совершать свою медитацию.

Утром, приняв омовение в Ямуне, он пришёл будить шилы и обнаружил, что крышка корзины была полуоткрыта. Спева он подумал, что должно быть это змея заползла в корзину. Открыв ткань, он увидел, что среди них лежит мурти. Один из Шалаграмов, Дамодара-шила, к великой его радости, чудесным образом принял форму мурти Радха-рамана . Это был сам Кришна , играющий на флейте. При виде неописуемой красоты божества, Гопала Бхатта Госвами упал ниц и в порыве ликования и любви стал возносить ему молитвы, периодически теряя сознание от духовного экстаза. Описывается, что когда Рупа Госвами и Санатана Госвами увидели прекрасное мурти, из их глаз полились потоки слёз. Радха-рамана представляет собой объединённую форму Радхи и Кришны , то есть они неотличны от Чайтаньи , который почитается как их совместная аватара. Таким образом, Чайтанья выполнил своё обещание и дал свой даршан Гопале Бхатте Госвами.

Имя «Радха-рамана » означает «Кришна , дарующий наслаждение Радхе ». Это произошло недалеко от священного места раса-лилы, и поэтому Гопала Бхатта Госвами назвал это мурти именно так.

Прошло несколько лет. Гопала Бхатта по-прежнему испытывал сильное чувство разлуки с Чайтаньей , и поклонение Радха-раману больше не приносило ему прежнего удовлетворения, тогда, в один прекрасный день, мурти явило себя в образе Чайтаньи , показав таким образом, что Чайтанья есть сам Кришна , проявляющий себя в форме Радха-рамана .

Добавлено Yasoda Kumara d.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.